logo search
uchebnik_Filosofia_V_A_Kanke

Русская философия в XX в.

Судьба русской философии в XX в. оказалась во многом драматичной и даже трагичной, тесно связанной с перипетиями русских революций 1905 и 1917 гг. В 1922 г. большая группа русских интеллигентов, среди которых находились философы Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, И.И.Лапшин, С.Л.Франк, Л.П.Карсавин, Н.О.Лосский, была выслана за границу. Многие философы, подобно отцу Павлу Флоренскому, погибли в тюремных застенках. Покинувшие пределы России философы занимались в основном разработкой философско-религиозной проблематики. Что же касается философов Советской России, то они работали преимущественно в марксистско-ленинской традиции.

В рамках данного учебника нет возможности дать достаточно подробную характеристику творчества многочисленных представителей русской философии XX в. Мы сделаем исключение для двух выдающихся философов, Н.А.Бердяева и А.Ф.Лосева. Н.А.Бердяев является, пожалуй, наиболее известным из всех русских философов XX в., проживавших вне России. А.Ф.Лосев — наиболее крупная философская фигура внутрироссийского масштаба.

Философия Николая Александровича Бердяева глубоко экзистенциальна, ярко персоналистична. Центральной темой философии Бердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в свете божественного, точнее, божественного "ничто". Бердяев следует концепции немецкого мистка Майстера Экхарта, который проводил различие между божеством и Богом. Богу предшествует первичный принцип, не предполагающий какой-либо дифференциации, какого-либо бытия. Этот принцип — "ничто", принцип свободы. Свобода не может корениться в чем-то уже определившемся, в

бытийном, она содержится в "ничто". Сотворение мира Б гом — вторичный по отношению к "ничто" факт. Бог помога ет воле стать добром, но он не в состоянии контролировать "ничто", принцип свободы. Бог свободен в своих действиях Сво боден в своих действиях и человек. Бог творит, творит и чело" век. В своей подлинной свободе человек божественен Бог и че" ловек есть Дух. Бог вполне реально присутствует' в жизни людей высокой духовной силы, в добродетельной творческой лея тельности человека. Ясно, что философ с таким мировоззоени" ем не мог не быть противником тоталитарных режимов лжи зла, насилия и террора. Бердяев, которого, случалось коити' ковали за романтизм и обилие далеко идущих и представляй шихся утопичными идей, убежден, что человек, будучи по пои" роде своей существом свободным и творческим, преобразует мир именно в соответствии с принципами свободы и твоочест ва. Всеобщее воскресение достигается не в революциях не в трх нике, а в божественной духовной жизни.

Алексей Федорович Лосев соединил в своей системе три Ли лософские составляющие: феноменологию, диалектику и симво" лизм. По Лосеву, самым благодатным объектом философского аня лиза и конструирования является не понятие а эйло пронизанное смыслами живое бытие предмета. Понятие не "схвя' тывает" сущность живой конкретности, это под силу только чй досу, что впервые было постулировано в феноменологии гуссрп" ля. Однако мир состоит не из неподвижных эйдосов он напштр« движениями, диалектикой. В соответствии с этим истинная А лософия неминуемо приобретает конструктивно-диалектически характер. Но Лосев в отличие от Гегеля использует диалектиче скии метод для конструирования не только понятийного но и эйдетического ряда. Движение, изменение эйдоса приводит к его инобытию, существованию в ином, а это есть символ Диалекти ческая феноменология оказывается символизмом В качестве сфер бытования символов Лосев рассматривает язык мисЬ лигию, искусство и философию. С неподражаемым мастерством использует Лосев созданный им метод - его можно назвать диалектико-феноменологическим или символическим методом - для анализа античной и возрожденческой эстетики Особое вни мание уделяет Лосев неоплатонизму, в том числе тому его ватт" анту, который фактически составляет философскую основу пш вославия. Лосеву удалось создать весьма своеобразную философскую систему, достоинства которой изучены пока hp™, таточно. недос-

Характерные черты русской философии

Для многих русских философов характерен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Таково творчество славянофилов, B.C. Соловьева, С.Н. и E.H. Трубецких, П.А. Флоренского, H.A. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лос-ского и др.

Но мир — это не просто целостность, а положительное единство (В.Соловьев). Чаще всего положительное единство понимается в русской философии как приоритет нравственных ценностей, религиозно-нравственного опыта жизни. Известный знаток русской философии отец Василий Зенъковский считал наиболее характерной чертой русской философии ее этический персонализм. Этический персонализм, понятый в общественном контексте, приводит к принципу соборности. Соборность означает единство людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей. Принцип соборности использовался многими русскими мыслителями в качестве основы для развития политических и правовых воззрений.

Принцип цельности в русской философии применительно к проблемам теории познания конкретизировался в сочетании чувственного, рационального и мистического. Часто основу познания видят в интуиции. Речь идет не об интеллектуальной интуиции Декарта, а о реальной интуиции, таком постижении внешнего, когда оно сливается с внутренним, психическим. В этой связи можно отметить, что в русской философии всегда достойнейшим образом было представлено интуитивистское направление. Интуитивистами были Н.О. Лосский, С.Л. Франк, А.Ф. Лосев, В.А. Кожевников и др.

В вопросе об истинности русские философы стремились соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт. Истинность сближается с праведностью.

Русский космизм в наши дни часто оценивают как визитную карточку русской философии в целом. Это справедливо в том смысле, что концепция русского космизма довольно органично объединяет такие характерные для русской философии идеи, как идея мирового всеединства человека, человечества и физического космоса, идея жизнезначимости правильных ценностей и их действительности для науки, искусства и даже повседневной практики. По сути дела концепция русского космизма является конкретизацией характернейшей идеи русской

философии, идеи всеединства, которая занимала умы и сердца Соловьева и Флоренского, Федорова и Циолковского, Вернадского и Чижевского. Русские космисты видят едва ли не основную задачу человека в "распространении совершенства" (Циолковский) по Вселенной. Эта идея поражает своей масштабностью и смелостью, но для ее научного анализа все еще не достает данных.

Итак, важнейшими характерными чертами русской философии являются принципы целостности, положительного всеединства, этического персонализма, соборности, реальной интуиции, истины-праведности, космизма. Разумеется, в данном случае перечислены лишь главные, основополагающие принципы русской философии. Нет оснований считать этот список исчерпывающим суть русской философии.

Ныне часто говорят и пишут о необходимости возрождения русской философской традиции. Безусловно, такого рода идеи заслуживают всяческой поддержки. Но возрождать отечественную философию на новом этапе российской действительности нужно не иначе, как с использованием достижений современной мировой науки и философии.