logo
uchebnik_Filosofia_V_A_Kanke

Многообразие и единство бытия

Обосновывая положение о многообразии бытия, мы руководствовались плюралистическим характерОМ данных современной философии и науки^ Далеко не всегда эти данные должным образом учитываются. В таких случаях, „ричем якобы от име. ни философии, строятся довольно простенькие схемки В част ности, это касается весьма распространенного убеждения,' что мир

состоит из материального и идеального. Чтобы понять суть обсуждаемого вопроса, рассмотрим историю его возникновения.

На заре философии Платон разработал концепцию идей. Совокупность идей назвали идеальным, а все остальное — материальным. В Новое время вопреки Платону идеальное приравняли к содержанию сознания (мыслям и чувствам), в результате чего пришли к дуальной схеме материя — сознание. Впоследствии, как читатель знает из первой части книги, были разработаны различные направления философии, а также научные концепции, в которых вообще нет речи о материальном, идеальном и сознательном. Так, герменевтики рассуждают о бытии и его понимании в языке, аналитики рассматривают слова, их значения и употребление. Те и другие обходятся без представлений, например, об идеальном. Итак, главная мысль: проблемное содержание философии меняется от одного направления к другому. Вопрос о соотношении материального и идеального вновь и вновь иницируется платониками, гегельянцами, различного рода материалистами, но он мало интересует герменевтиков, аналитиков, постструктуралистов. Читателю, которому интересен вопрос о материальном и идеальном, следует обратиться к тем философским концепциям, где он считается актуальным. Разумеется, чрезвычайно полезно составить себе представление о том, насколько упомянутый вопрос актуален в наши дни.

На наш взгляд, представление об идеальном несет на себе груз устаревших философских представлений. Крупнейшие философы современности существеннейшим образом преобразовали концепцию идей, восходящих в первую очередь к именам Платона, Гегеля и Маркса. Современные философы толкуют о высказываниях, понятиях, ценностях. Они выражаются намного более строго, чем сторонники концепции идей и, следовательно, идеального.

Что касается материального, то его обычно понимают как противоположность идеального. Там, где ставится под сомнение понятие идеального, та же участь постигает и понятие материального. Часто под материальным понимается просто-напросто природа, точнее, совокупность физических, химических, геологических, биологических и других природных явлений. Пикантность ситуации состоит в том, что упомянутые природные явления не однородны, именно поэтому они изучаются различными науками. В силу этого неправомерно утверждать реальность материи. Существует физическая, химическая, биологическая, но не материальная реальность. Обращаем внимание читателя на

157

uDai.i. ЛЧСМИС О ОЫТИИ

то, что, делая определенные выводы, следует ориентироваться на данные науки и философии и не поддаваться искушению прислушиваться к расхожему мнению о так называемом упрощении этих данных. Именно последние не позволяют делить мир всего на две составляющие — материальную и идеальную.

Обратимся теперь непосредственно к вопросу о взаимосвязи единстве видов бытия. На этот счет современная наука и философия предоставляют многочисленные свидетельства, относительно которых справедлив следующий вывод: виды бытия взаимосвязаны, образуют сложную иерархию, но не теряют присущего им своеобразия. Единство видов бытия не означает их однородность. Показательна в этом смысле природа человека выступающего разом представителем многих видов реальностей в том числе физической, биологической, социальной, которые определенным образом согласуются друг с другом.

Очень многое в становлении иерархии видов реальности стало ясным благодаря успехам бурно развивающейся науки синер гетики (греч. synergeia - сотрудничество, совместное действие). В книгах по синергетике ее обычно определяют как теорию самоорганизации открытых систем, т.е. систем с источниками и стоками энергии, вещества и информации.

Главное содержание синергетики состоит в следующем Открытые системы часто оказываются в точках неравновесия где их поведение описывается вероятностным образом, нелинейными уравнениями, куда переменные входят в степени, не равной единице. Из точки неравновесия система попадает на одну из возможных историй своей эволюции. Тут-то и происходит самоор ганизация, возникают устойчивые структуры, появляется ранее отсутствовавший порядок, к которому тяготеет система. Такие структуры называются аттракторами (лат. attrahere ~ притягивать, привлекать).

Согласно синергетике, все виды реальностей содержат в себе возможность появления нового типа бытия. Способность к самоорганизации — органичнейшая черта всего существующего Вновь возникшие виды бытия сохраняют преемственную связь со своими предшественниками. Хорошо известно, что социальная реальность не может существовать иначе как на базе биологического. Биологическое, в свою очередь, базируется на физическом.

В рамках данной книги нет возможности детально рассмотреть вопрос о характере взаимосвязей различных видов реальностей. Эти взаимосвязи изучаются в междисциплинарных ис-

следованиях, например физико-химической, биофизической, психогенетической направленности.