Многообразие и единство бытия
Обосновывая положение о многообразии бытия, мы руководствовались плюралистическим характерОМ данных современной философии и науки^ Далеко не всегда эти данные должным образом учитываются. В таких случаях, „ричем якобы от име. ни философии, строятся довольно простенькие схемки В част ности, это касается весьма распространенного убеждения,' что мир
состоит из материального и идеального. Чтобы понять суть обсуждаемого вопроса, рассмотрим историю его возникновения.
На заре философии Платон разработал концепцию идей. Совокупность идей назвали идеальным, а все остальное — материальным. В Новое время вопреки Платону идеальное приравняли к содержанию сознания (мыслям и чувствам), в результате чего пришли к дуальной схеме материя — сознание. Впоследствии, как читатель знает из первой части книги, были разработаны различные направления философии, а также научные концепции, в которых вообще нет речи о материальном, идеальном и сознательном. Так, герменевтики рассуждают о бытии и его понимании в языке, аналитики рассматривают слова, их значения и употребление. Те и другие обходятся без представлений, например, об идеальном. Итак, главная мысль: проблемное содержание философии меняется от одного направления к другому. Вопрос о соотношении материального и идеального вновь и вновь иницируется платониками, гегельянцами, различного рода материалистами, но он мало интересует герменевтиков, аналитиков, постструктуралистов. Читателю, которому интересен вопрос о материальном и идеальном, следует обратиться к тем философским концепциям, где он считается актуальным. Разумеется, чрезвычайно полезно составить себе представление о том, насколько упомянутый вопрос актуален в наши дни.
На наш взгляд, представление об идеальном несет на себе груз устаревших философских представлений. Крупнейшие философы современности существеннейшим образом преобразовали концепцию идей, восходящих в первую очередь к именам Платона, Гегеля и Маркса. Современные философы толкуют о высказываниях, понятиях, ценностях. Они выражаются намного более строго, чем сторонники концепции идей и, следовательно, идеального.
Что касается материального, то его обычно понимают как противоположность идеального. Там, где ставится под сомнение понятие идеального, та же участь постигает и понятие материального. Часто под материальным понимается просто-напросто природа, точнее, совокупность физических, химических, геологических, биологических и других природных явлений. Пикантность ситуации состоит в том, что упомянутые природные явления не однородны, именно поэтому они изучаются различными науками. В силу этого неправомерно утверждать реальность материи. Существует физическая, химическая, биологическая, но не материальная реальность. Обращаем внимание читателя на
157
uDai.i. ЛЧСМИС О ОЫТИИ
то, что, делая определенные выводы, следует ориентироваться на данные науки и философии и не поддаваться искушению прислушиваться к расхожему мнению о так называемом упрощении этих данных. Именно последние не позволяют делить мир всего на две составляющие — материальную и идеальную.
Обратимся теперь непосредственно к вопросу о взаимосвязи единстве видов бытия. На этот счет современная наука и философия предоставляют многочисленные свидетельства, относительно которых справедлив следующий вывод: виды бытия взаимосвязаны, образуют сложную иерархию, но не теряют присущего им своеобразия. Единство видов бытия не означает их однородность. Показательна в этом смысле природа человека выступающего разом представителем многих видов реальностей в том числе физической, биологической, социальной, которые определенным образом согласуются друг с другом.
Очень многое в становлении иерархии видов реальности стало ясным благодаря успехам бурно развивающейся науки синер гетики (греч. synergeia - сотрудничество, совместное действие). В книгах по синергетике ее обычно определяют как теорию самоорганизации открытых систем, т.е. систем с источниками и стоками энергии, вещества и информации.
Главное содержание синергетики состоит в следующем Открытые системы часто оказываются в точках неравновесия где их поведение описывается вероятностным образом, нелинейными уравнениями, куда переменные входят в степени, не равной единице. Из точки неравновесия система попадает на одну из возможных историй своей эволюции. Тут-то и происходит самоор ганизация, возникают устойчивые структуры, появляется ранее отсутствовавший порядок, к которому тяготеет система. Такие структуры называются аттракторами (лат. attrahere ~ притягивать, привлекать).
Согласно синергетике, все виды реальностей содержат в себе возможность появления нового типа бытия. Способность к самоорганизации — органичнейшая черта всего существующего Вновь возникшие виды бытия сохраняют преемственную связь со своими предшественниками. Хорошо известно, что социальная реальность не может существовать иначе как на базе биологического. Биологическое, в свою очередь, базируется на физическом.
В рамках данной книги нет возможности детально рассмотреть вопрос о характере взаимосвязей различных видов реальностей. Эти взаимосвязи изучаются в междисциплинарных ис-
следованиях, например физико-химической, биофизической, психогенетической направленности.
- В.А.Канке
- Isbn 5-94010-004-х
- Назначение философии
- О смысле дальнейшего изложения
- Часть 1 история философии
- Глава 1.1 античная философия Милетская школа философии
- Школа Пифагора
- Гераклит и элеаты
- Атомисты. Левкипп и Демокрит
- Школа Сократа
- Софисты
- Аристотель
- Философия раннего эллинизма
- Неоплатонизм
- Глава 1.2 средневековая философия Историческая справка
- Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности
- Креацнонизм
- Провиденциализм. Время
- Реализм и номинализм
- Общество и природа
- Средневековая теодицея
- Глава 1.3 философия эпохи возрождения Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии
- Человек — творец, художник
- Гуманизм
- Философия Кузанского
- Глава 1.4 европейская философия XVII в. Философия Бэкона
- Философия Лейбница
- Глава 1.5. Европейская философия XVIII в.
- Глава 1.5 европейская философия XVIII в. Историческая справка
- Часть 1. История философии
- Глава 1.5. Европейская философия XVIII в.
- Ijiaod l. J
- Часть 1. История философии
- Глава 1.6
- Философия Гегеля
- Глава 1.7 от философии жизни к герменевтике Философия жизни
- Феноменология Гуссерля
- 1Iv- d I п isa/
- Герменевтика
- Глава 1.8 аналитическая философия
- Логический позитивизм
- Аналитизм. Выводы
- Глава 1.9 от структурализма к постмодернизму Структурализм
- Жак Деррида: деконструктнвизм
- Жан Лиотар: постмодернизм
- Глава 1.10 русская философия
- Историческая справка
- Философия западников
- Философия в.С.Соловьева
- Русская философия в XX в.
- Глава 1.11 восточная философия о философии Запада и Востока
- Индийская философия
- Китайская философия
- Часть 2
- Глава 2.1 учение о бытии Проблема существования
- Виды бытия
- Многообразие и единство бытия
- Пространство и время
- Глава 2.2
- Философия о природе человека
- Творчество. Интуиция
- Что есть истина?
- Понимание
- Глава 2.3
- Философия языка
- Философия практики
- Смысл человеческого бытия
- Единство истины, красоты и добра. Образование и воспитание
- Глава 2.4 философия общества и истории
- Общество и его структура
- Глава 2.5 философия природы
- Происхождение Вселенной. Уровни организации универсума
- Глава 2.6 философия науки
- Становление научной теории к рост теоретического знания
- Теоретические методы
- Наука в поисках истины
- Идеалы науки. Этика ученого
- Гл а в а 2.7 философия техники Происхождение и природа техники
- Техника и этика
- Глава 2.8 стратегия будущего Человек во Вселенной
- Курс философии в таблицах
- 100 Вопросов на понимание курса философии
- Требования (федеральный компонент) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по философии
- Тематический план
- Тема 2. Античная философия
- Тема 3. Средневековая философия
- Тема 4. Философия эпохи Возрождения
- Тема 5. Европейская философия XVII в.
- Тема 6. Европейская философии XVIII в.
- Тема 7. От философии Гегеля к диалектическому материализму
- Тема 8. От философии жизни к герменевтике
- Тема 9. Аналитическая философия
- Тема 10. От структурализма к постмодернизму
- Тема 11. Русская философия
- Тема 12. Восточная философия
- Тема 13. Учение о бытии
- Тема 14. Философская антропология и гносеология
- Тема 15. Философия символического мира человека. Человек в мире культуры
- Тема 16. Философия общества и истории
- Тема 17. Философия природы
- Тема 18. Философия науки
- Тема 19. Философия техники
- Тема 20. Стратегия будущего
- Литература*
- Словарь-указатель
- 131, 264
- 162, 165
- Оглавление
- Глава 2.5. Философия природы 241
- Глава 2.6. Философия науки 249