Историческая справка
Всякая форма философии несет на себе печать национально-культурного своеобразия. С этой точки зрения выделяют национальные типы философии, в том числе русскую философию. Мировое значение имеет не только отечественная литература и музыка, но и философия. Рядом с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого, Глинки, Чайковского, Мусоргского по праву должны быть помещены имена философов Чаадаева, Хомякова, Герцена, Чернышевского, Соловьева, Бердяева, Флоренского, Лосева и многих других.
Принятие христианства русским народом в 988 г. явилось поворотным пунктом в его развитии. Процесс христианизации потребовал от тогдашних мыслителей теоцентрических представлений. В процессе христианизации Древней Руси был выбран византийский вариант христианства, и в соответствии с этим выбором русская философия стала развиваться под влиянием византийской философии, в которой преобладали неоплатонические теоцентрические тенденции. Вплоть до реформаторской деятельности Петра I русская философия осваивала теоцентрические представления, что соответствует приблизительно периоду западноевропейской средневековой философии.
Реформы Петра I способствовали более полному ознакомлению русских интеллектуалов с западноевропейской философи-
От славянофильства к религиозно-этическому искательству
В 40—50-х годах XIX в. идейные споры велись в основном о будущих путях развития России. Западникам, ориентировавшимся на европейские модели, противостояли славянофилы, выступавшие за самобытность России, которую они видели в крестьянской общине, в православии и в соборности русского народа. Славянофилы, среди которых выделялись своим значительным философским потенциалом И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и особенно A.C. Хомяков, стремились опровергнуть немецкий тип философствования и выработать на основе исконно отечественных идейных традиций особую русскую философию.
В центр новой философии Иван Васильевич Киреевский ставил принцип непротиворечивой цельности, устранения болезненных противоречий между умом и верой, истиной духовной и естественно-жизненной. Религии, несмотря на достижения западноевропейского либерализма и рационализма, должны быть возвращены все права духовного лидера.
Алексей Степанович Хомяков считал истинной христианской религией православие: в католицизме есть единство, но нет свободы, в протестантизме, напротив, свобода не подкрепляется единством. Только для православия характерна соборность, или общинность, сочетание единства и свободы, опирающееся на любовь к Богу. Соборность, единство, свобода, любовь — вот ключевые и наиболее плодотворные философские идеи Хомякова.
Ранние славянофилы, выдвинув ряд новых идей, не сумели создать целостной философской системы. Не удалось добиться в этом деле успеха, уже в 70—80-е годы, также поздним славянофилам, в частности, Н.Я. Данилевскому и H.H. Страхову. Н.ЯДанилевский прославился своей книгой "Россия и Европа". Вслед за немецким историком Рюкертом, но ранее Шпенглера, автора книги "Закат Европы" и других получивших широкую европейскую известность работ, Данилевский развивал концепцию культурно-исторических типов: общечеловеческой цивилизации нет, а есть определенные типы цивилизаций, всего 10, среди которых выделяется своим будущим славянский историко-культурный тип.
Под влиянием славянофильства сложилось почвенничество, общественно-литературное движение 60-х годов XIX в. А.А.Григоръеву и Φ.Μ Достоевскому была близка идея приоритета искусства — с учетом его "органической" силы — над наукой. "Почва" для Достоевского — это родственное единение с русским народом. Быть с народом значит иметь в себе Христа, предпринимать постоянные усилия по своему моральному обновлению. Для Достоевского на первом месте стоит постижение последней правды человека, истоков действительно положительной личности. Вопрос о смысле жизни выходит на первый план, и решает он его не на путях рациональных рассуждений, а в лоне глубоких переживаний, экзистенций, сказал бы современный философ. Именно поэтому Достоевский — мыслитель экзистенциального склада, путеводная звезда экзистенциалистов XX в., но в отличие от них он не профессиональный философ, а профессиональный писатель. Может быть поэтому в творчестве Достоевского едва ли просматривается сколько-нибудь четко сформулированная философская концепция.
Последнее характерно и для гениального русского писателя Л..Н.Толстого. Толстой также занят религиоискательством. В отличие от Достоевского Христос для Толстого не Бог, а человек, научивший других, как применять любовь, а именно непротивлением злу насилием — принципа, который восходит к конфуцианству, буддизму и даосизму. Для Толстого на первом месте стоит не философия, а этика в ее религиозной форме.
Подытоживая, можно констатировать, что подлинный нерв философии славянофильства — это религиозно-этическое искательство, надежда, что на этом пути славянам повезет больше, чем другим.
- В.А.Канке
- Isbn 5-94010-004-х
- Назначение философии
- О смысле дальнейшего изложения
- Часть 1 история философии
- Глава 1.1 античная философия Милетская школа философии
- Школа Пифагора
- Гераклит и элеаты
- Атомисты. Левкипп и Демокрит
- Школа Сократа
- Софисты
- Аристотель
- Философия раннего эллинизма
- Неоплатонизм
- Глава 1.2 средневековая философия Историческая справка
- Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности
- Креацнонизм
- Провиденциализм. Время
- Реализм и номинализм
- Общество и природа
- Средневековая теодицея
- Глава 1.3 философия эпохи возрождения Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии
- Человек — творец, художник
- Гуманизм
- Философия Кузанского
- Глава 1.4 европейская философия XVII в. Философия Бэкона
- Философия Лейбница
- Глава 1.5. Европейская философия XVIII в.
- Глава 1.5 европейская философия XVIII в. Историческая справка
- Часть 1. История философии
- Глава 1.5. Европейская философия XVIII в.
- Ijiaod l. J
- Часть 1. История философии
- Глава 1.6
- Философия Гегеля
- Глава 1.7 от философии жизни к герменевтике Философия жизни
- Феноменология Гуссерля
- 1Iv- d I п isa/
- Герменевтика
- Глава 1.8 аналитическая философия
- Логический позитивизм
- Аналитизм. Выводы
- Глава 1.9 от структурализма к постмодернизму Структурализм
- Жак Деррида: деконструктнвизм
- Жан Лиотар: постмодернизм
- Глава 1.10 русская философия
- Историческая справка
- Философия западников
- Философия в.С.Соловьева
- Русская философия в XX в.
- Глава 1.11 восточная философия о философии Запада и Востока
- Индийская философия
- Китайская философия
- Часть 2
- Глава 2.1 учение о бытии Проблема существования
- Виды бытия
- Многообразие и единство бытия
- Пространство и время
- Глава 2.2
- Философия о природе человека
- Творчество. Интуиция
- Что есть истина?
- Понимание
- Глава 2.3
- Философия языка
- Философия практики
- Смысл человеческого бытия
- Единство истины, красоты и добра. Образование и воспитание
- Глава 2.4 философия общества и истории
- Общество и его структура
- Глава 2.5 философия природы
- Происхождение Вселенной. Уровни организации универсума
- Глава 2.6 философия науки
- Становление научной теории к рост теоретического знания
- Теоретические методы
- Наука в поисках истины
- Идеалы науки. Этика ученого
- Гл а в а 2.7 философия техники Происхождение и природа техники
- Техника и этика
- Глава 2.8 стратегия будущего Человек во Вселенной
- Курс философии в таблицах
- 100 Вопросов на понимание курса философии
- Требования (федеральный компонент) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по философии
- Тематический план
- Тема 2. Античная философия
- Тема 3. Средневековая философия
- Тема 4. Философия эпохи Возрождения
- Тема 5. Европейская философия XVII в.
- Тема 6. Европейская философии XVIII в.
- Тема 7. От философии Гегеля к диалектическому материализму
- Тема 8. От философии жизни к герменевтике
- Тема 9. Аналитическая философия
- Тема 10. От структурализма к постмодернизму
- Тема 11. Русская философия
- Тема 12. Восточная философия
- Тема 13. Учение о бытии
- Тема 14. Философская антропология и гносеология
- Тема 15. Философия символического мира человека. Человек в мире культуры
- Тема 16. Философия общества и истории
- Тема 17. Философия природы
- Тема 18. Философия науки
- Тема 19. Философия техники
- Тема 20. Стратегия будущего
- Литература*
- Словарь-указатель
- 131, 264
- 162, 165
- Оглавление
- Глава 2.5. Философия природы 241
- Глава 2.6. Философия науки 249