Китайская философия
Главный интерес китайской философии — это отношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не теория познания, не логика, не эстетика, а этика стоит на первом месте в размышлениях основных представителей китайской философии. Возраст китайской философии тот же, что у индийской — более 2,5 тысяч лет.
Китайские философы, равно как и их коллеги из других регионов, пристальное внимание уделяли единству мира. В этой связи вводилось представление тянъ (небо) и дао (закон изменения вещей). В учении о тянь и дао существовало два подхода: в одном случае им придавалось надмировое значение (Лао-цзы), в другом — по преимуществу этическое (Конфуций). Тянь — безличная, сознательная, высшая сила. Дао — закон изменения вещей, вызываемого этой силой. В тянь и дао явственно слышны религиозные мотивы, тем не менее по сравнению с западной и индийской философией они приглушены.
Состояние всеобщего благоденствия требует подчинения дао, следования его универсальным правилам, подчинения ритмам природы. Человек должен избавиться от личных стремлений, почувствовать дао.
Соблюдать дао — это означает, по Конфуцию, быть не низменным человеком, пренебрегающим общими интересами во
имя ложных, а совершенным мужем, для которого характерны пять добродетелей: жэнь — человечность, спокойно-уравновешенное уважение и любовь к другим: будь благопристойным, ненавязчивым; чжи — мудрость, интеллект; и — следование этике справедливости, долга, честности. Особенно это касается отношений в семье (отец — сын, муж — жена, старший брат — младший брат) и на службе (старший — младший; начальник — подчиненный); ли — послушание, деликатность, учтивость, уравновешенность; сяо — покорность воле родителей.
Конфуций видел осуществление своей программы в умело организованном процессе образования и воспитания молодых. Его влияние на китайскую историю часто сравнивают с влиянием Сократа на Западе.
Заключая наш краткий обзор философии Востока, отметим роль традиции в философии. Сколь бы причудливым образом не изменялись окрашенные в национальные тона философские системы, устоявшиеся философские традиции в той или иной форме дают о себе знать. Вот характерный пример. Конфуцианство как философское учение сложилась за пять веков до нашей эры. В XI—XII веках достигает расцвета неоконфуцианство. А в наши дни среди китайских философов много сторонников так называемого нового конфуцианства. Похоже, что философские традиции не умирают.
Заключение к курсу "История философии"
Представленная панорама истории философских идей всего лишь вводит в круг философии, дает первое представление о ней. За две с половиной тысячи лет своего осмысленного развития человечество приобрело довольно солидный философский опыт, который описывается и обобщается в многотомных произведениях. История философских идей показывает, что ход истории сопровождается изменением стилей, парадигм философствования. Для каждой из исторических эпох — античности, средневековья, Ренессанса, Нового времени, современности — характерны особые способы философствования, между которыми сохраняется преемственность. Даже в одну и ту же историческую эпоху существуют различные философские школы и направления, представители которых во многом не согласны друг с другом. Философы делают, по сути, одно и то же общее дело, но к успеху ведут различные пути, которые способно освоить лишь человечество в
целом, даже гениям философии это не под силу. Аналитическая философия, герменевтика, феноменология, постмодернизм — вот лишь некоторые составляющие современных философских воззрений, сильные и слабые стороны которых рассматривались выше. Как мы видели, ни у одного из современных направлений философии нет оснований претендовать на абсолютную истину, красоту, добро. Вследствие этого благородным делом является стремление усвоить положительные стороны самых различных философских направлений и школ.
Можно констатировать, что история философии выступает как школа мысли и чувства, школа ума и сердца. Философия всегда есть освоение ранее неизведанных вершин духовного творчества человека. Человек становится философом тогда, когда он, собрав воедино все самое лучшее в себе, объединив и синтезировав его, совершает духовный подвиг, достигает ранее недоступное ему, обретает новые ориентиры своей жизни, в том числе практической. Философия независимо от того, кто философствует, студент или профессор, всегда есть творчество, атака на неизведанное, достижение более глубокого понимания себя и других, мира в целом. Философствование есть подвиг объединившихся в благородном порыве ума и сердца, постижение новых целостных смыслов. Каково расстояние между философским подвигом и подвигом как геройским поступком? Мы предлагаем читателю выработать на этот счет собственные оценки. Во избежание всяких недоразумений отметим: философия не добивается приоритета над наукой, искусством, религией. Скромная в своих притязаниях философия, однако, имеет все основания утверждать, что в ее собственных границах, в достижении положительного единства ей нет альтернативы.
После определения в курсе истории философии основных философских проблем, которые в данных рамках рассматривались односторонне, в основном с позиций определенного типа философствования, открываются возможности для построения систематического курса философии, к чему мы и приступаем. В этой связи будут выделены те вопросы философии, которые актуальны в наши дни. Каждый из этих вопросов постараемся проанализировать уже более разносторонне, нежели это делалось в курсе истории философии. Рассматриваемые вопросы будут объединены в систему. Изложение систематического курса философии мы начинаем с анализа того, с чего начинается философия, с проблемы бытия.
- В.А.Канке
- Isbn 5-94010-004-х
- Назначение философии
- О смысле дальнейшего изложения
- Часть 1 история философии
- Глава 1.1 античная философия Милетская школа философии
- Школа Пифагора
- Гераклит и элеаты
- Атомисты. Левкипп и Демокрит
- Школа Сократа
- Софисты
- Аристотель
- Философия раннего эллинизма
- Неоплатонизм
- Глава 1.2 средневековая философия Историческая справка
- Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности
- Креацнонизм
- Провиденциализм. Время
- Реализм и номинализм
- Общество и природа
- Средневековая теодицея
- Глава 1.3 философия эпохи возрождения Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии
- Человек — творец, художник
- Гуманизм
- Философия Кузанского
- Глава 1.4 европейская философия XVII в. Философия Бэкона
- Философия Лейбница
- Глава 1.5. Европейская философия XVIII в.
- Глава 1.5 европейская философия XVIII в. Историческая справка
- Часть 1. История философии
- Глава 1.5. Европейская философия XVIII в.
- Ijiaod l. J
- Часть 1. История философии
- Глава 1.6
- Философия Гегеля
- Глава 1.7 от философии жизни к герменевтике Философия жизни
- Феноменология Гуссерля
- 1Iv- d I п isa/
- Герменевтика
- Глава 1.8 аналитическая философия
- Логический позитивизм
- Аналитизм. Выводы
- Глава 1.9 от структурализма к постмодернизму Структурализм
- Жак Деррида: деконструктнвизм
- Жан Лиотар: постмодернизм
- Глава 1.10 русская философия
- Историческая справка
- Философия западников
- Философия в.С.Соловьева
- Русская философия в XX в.
- Глава 1.11 восточная философия о философии Запада и Востока
- Индийская философия
- Китайская философия
- Часть 2
- Глава 2.1 учение о бытии Проблема существования
- Виды бытия
- Многообразие и единство бытия
- Пространство и время
- Глава 2.2
- Философия о природе человека
- Творчество. Интуиция
- Что есть истина?
- Понимание
- Глава 2.3
- Философия языка
- Философия практики
- Смысл человеческого бытия
- Единство истины, красоты и добра. Образование и воспитание
- Глава 2.4 философия общества и истории
- Общество и его структура
- Глава 2.5 философия природы
- Происхождение Вселенной. Уровни организации универсума
- Глава 2.6 философия науки
- Становление научной теории к рост теоретического знания
- Теоретические методы
- Наука в поисках истины
- Идеалы науки. Этика ученого
- Гл а в а 2.7 философия техники Происхождение и природа техники
- Техника и этика
- Глава 2.8 стратегия будущего Человек во Вселенной
- Курс философии в таблицах
- 100 Вопросов на понимание курса философии
- Требования (федеральный компонент) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по философии
- Тематический план
- Тема 2. Античная философия
- Тема 3. Средневековая философия
- Тема 4. Философия эпохи Возрождения
- Тема 5. Европейская философия XVII в.
- Тема 6. Европейская философии XVIII в.
- Тема 7. От философии Гегеля к диалектическому материализму
- Тема 8. От философии жизни к герменевтике
- Тема 9. Аналитическая философия
- Тема 10. От структурализма к постмодернизму
- Тема 11. Русская философия
- Тема 12. Восточная философия
- Тема 13. Учение о бытии
- Тема 14. Философская антропология и гносеология
- Тема 15. Философия символического мира человека. Человек в мире культуры
- Тема 16. Философия общества и истории
- Тема 17. Философия природы
- Тема 18. Философия науки
- Тема 19. Философия техники
- Тема 20. Стратегия будущего
- Литература*
- Словарь-указатель
- 131, 264
- 162, 165
- Оглавление
- Глава 2.5. Философия природы 241
- Глава 2.6. Философия науки 249