logo
uchebnik_Filosofia_V_A_Kanke

Тема 20. Стратегия будущего

Человек во Вселенной. Человек перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Философия в борьбе против кризиса и упадка цивилизации, культуры и духовности человека. Кризисные явления в современной философии. Философия и ее миссия спасения человечества.

ПРИЛОЖЕНИЕ б

Окончание таблицы

Примерное почасовое планирование курса философии

Номер

Наименование

Лекции

Семи-

Самостоятель-

темы

нары

ная работа

студентов

1

2

3

4

5

1

Что такое филосо-

1/1*

2/1

3/2

фия?

2

Античная филосо-

3/3

6/3

9/6

фия

3

Средневековая фи-

1/1

2/-

3/1

лософия

4

Философия эпохи

1/1

2/-

3/1

Возрождения

5

Европейская фи-

1/1

2/2

3/3

лософия XVII в.

6

Европейская фи-

1/1

2/2

3/3

лософия XVIII в.

7

От философии Ге-

2/2

2/2

4/4

геля к диалектиче-

скому материализ-

му

8

От философии

2/2

4/2

6/4

жизни к герменев-

тике

9

Аналитическая фи-

2/2

4/2

6/4

лософия

* В числителе дроби указаны часы занятий при общей продолжительности курса 204 часов, в знаменателе — при общей продолжительности курса 136 часа.

1

2

3

4

5

10

От структурализма к постмодернизму

2/2

4/2

6/4

и

Русская философия

2/2

4/2

6/4

12

Восточная философия

2/1

13

Учение о бытие

2/2

2/2

4/4

14

Философская антропология и гносеология

3/3

6/4

7/6

15

Философия символического мира человека. Человек в мире культуры

2/2

6/2

8/4

16

Философия общества и истории

2/2

4/2

6/4

17

Философия природы

2/2

4/2

6/4

18

Философия науки

3/3

8/2

11/5

19

Философия техники

2/2

2/1

4/3

20

Стратегия будущего

2/1

2/1

Итого

34/34

68/34

102/68

ПРИЛОЖЕНИЕ?

Методические заметки (для преподавателей)

Глубокоуважаемые коллеги! Позвольте в порядке заочного обмена опытом преподавания философии сформулировать ряд суждений и пожеланий.

О необходимости определения авторами учебных книг сути своих творческих позиций. Прежде всего отметим, что нам представляется довольно-таки несуразной позиция тех авторов учебников и учебных пособий, которые избегают пояснения в сколько-нибудь отчетливом виде собственных творческих позиций. Речь идет о чрезвычайно распространенной практике, которая оставляет преподавателей философии в неведении относительно действительных замыслов авторов учебной литературы. Часто эти замыслы не извлекаются на свет из своей первозданной интуитивной, насыщенной неопределенностными моментами оболочки. Ясно, что это отнюдь не способствует успеху дела философского образования.

О необходимости в курсе философии его исторической части. Мы категорически не согласны с мнением тех наших коллег, которые исключают из курса философии его историческую часть. Неоправданное сужение философского дискурса неминуемо сопровождается переходом на позиции философского универсализма. Универсалисты от философии полагают, что им, якобы, удалось осуществить доселе невиданный грандиозный синтез и представить все многообразие философских достижений в одной концепции. Но действительная философия не однородна, она плюралистична. Именно поэтому недопустимо в учебном курсе философии игнорировать его историко-проблемную часть, которая как раз и не обходится без плюрализма. Плюрализм — важнейший принцип методики преподавания философии.

• О трудной судьбе плюрализма в преподавании философии. Отметим три главных основания необычайной живучести универсализма (в противовес плюрализму) в преподавании философии. Первое из них — это скрытая приверженность значительной части преподавателей марксистско-ленинской схематике. Как известно, до недавнего времени в философии господствовал марксизм-ленинизм, а философский плюрализм фактически отвергался. Многие искренне стремились выйти за горизонты марксизма-ленинизма. На деле же все ограничилось косметическим ремонтом здания марксизма-ленинизма: он оказался гораздо более стойким, чем предполагалось в первые годы перестройки. Кстати, ныне эту стойкость часто обеспечивает отсутствие упоминаний классиков марксизма-ленинизма.

Второе основание живучести философского универсализма видится нам в искусственности проведения в философии национальных границ. Часто в той или иной стране культивируется один тип философии, а это оз-

начает, что в угоду ложным национальным амбициям игнорируется многообразие мировой философии. Такое игнорирование представляется совершенно недопустимым независимо от того, ведется ли оно от имени кан-товского трансцендентализма в ФРГ, аналитической философии в Англии и США или же православной религиозной философии в России.

Третье основание философского универсализма — слабая ориентация в философии XX века. Именно в этом столетии окончательно восторжествовал философский плюрализм, затмивший яркими красками серую унылость универсализма.

История философских идей как подъем на концептуальные вершины. Довольно часто история философских идей рассматривается как достаточно банальное, к тому же необязательное введение в учебный курс философии. Такое мнение представляется довольно поверхностным. История философских идей — это обретение концептуальной прозорливости, без которой не обойтись и которую нельзя приобрести иначе, как пройдя сложными дорогами и подъемами истории философии. Тот, кто желает обойтись без истории философии, похож на любителя спорта, возмечтавшего установить мировой рекорд, не приобретя должных умений в многотрудных тренировках.

История философских идей уходит в завтра. Авторы, относящиеся к истории философских идей без должной основательности, склонны придавать им исключительно антикварный, старинный характер. Суть дела требует, однако, достижения концептуальных высот, а потому историю философских идей следует непременно доводить до сегодняшнего дня. Речь идет о самом значительном в истории, а оно всегда является актуальным, современным.

Философия имеет теоретический характер. В деле преподавания философии крайне важно понимать, что она имеет теоретический характер. Без теорий, концептуальных схем интерпретаций проблемати-зируемых вопросов нет серьезной философии. Это обстоятельство часто недопонимается. В таком случае философию представляют студентам в форме квазитеоретических рассуждений, весьма произвольных и безосновательных.

Ориентируйтесь на лучшие философские теории. Обилие философских теорий отнюдь не означает их равнозначность. В силу этого приходится ранжировать философские теории и придавать им различный дидактический вес. Чтобы не отстать от поступи современной философской мысли, необходимо культивировать лучшие, самые развитые философские теории. Как правило, это теории не былых эпох, а XX века.

Не поучайте от имени философии. Часть философов полагают, что буквально любой вопрос можно разрешить сугубо философским методом. Они любят менторствовать от имени философии, представлять последнюю в форме науки всех наук. Но выразительные возможности философии вне теснейшего союза с современными науками крайне бедны. Их удается существенно обогатить лишь тогда, когда действительно и всесторонне реализуется союз философии и наук. Философия и науки находятся во взаимодополняющим отношении.

Смело и со знанием дела проблематизируйте самые сложные вопросы. Философия — это прежде всего проблематизация актуальных, трудноразрешимых вопросов, требующая интеллектуальной изощренности. В этом отношении философии нет альтернативы.

Роль философии многообразна. В наше время она выступает прежде всего в качестве самосознания культуры. Главнейшая ее миссия — этическая. Изучение философии формирует нравственную позицию человека. Речь идет об особой форме моральности, которая из уст знающих людей всегда получала высочайшую оценку.

Никогда не опрощайте философию. Философия — изумительное, весьма непростое для понимания творение человечества. К сожалению, порой это обстоятельство недопонимается. Люди, несведущие в философии, особенно из числа вузовских функционеров, отводят на изучение философии недостаточное число учебных часов. Тем самым они исподволь подталкивают преподавателей философии к так называемому упрощению курса. Как часто такого рода упрощение приводит не к чему иному, как к самой настоящей вульгаризации курса философии. Профессиональная гордость и ответственность преподавателя никогда, ни при каких условиях не должна позволять упрощение курса философии.

Итак, важнейшими мировоззренческими основаниями построения данного учебника философии являются принципы историко-сравни-тельного анализа, плюрализма, актуализма и теоретичности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Годы жизни выдающихся философов (в хронологическом порядке)

1724-1804 Кант И. 1762-1814 Фихте И. 1770-1831 Гегель Г. 1775-1854 Шеллинг Ф. 1788-1860 Шопенгауэр А. 1804-1872 Фейербах Л. 1818-1883 Маркс К. 1839-1914 Перс Ч. 1842-1910 Джемс У. 1844-1900 Ницше Ф. 1853-1900 Соловьев B.C. 1856-1939 Фрейд 3. 1859-1938 Гуссерль Э. 1859-1941 Бергсон А. 1870-1965 Лосский И.О. 1872-1970 Рассел Б. 1874-1948 Бердяев H.A. 1882-1937 Флоренский П.А. 1889-1951 Витгенштейн Л. 1889-1976 Хайдеггер М. 1891-1970 Карнап Р. 1893-1988 Лосев А.Ф. 1900 Гадамер Г. 1902-1994 Поппер К. 1905-1980 Сартр Ж.-П. 1908 Куайн У. 1935 Ленк Г.

До нашей эры 624-546 Фалес из Милета 540—470 Парменид из Элей 535-470 Гераклит из Эфеса 510-430 Зенон из Элей 469-399 Сократ 460-371 Демокрит 427-347 Платон 384-322 Аристотель 341-270 Эпикур Наша эра 204-270 Плотин 354—430 Августин 480-524 Боэций 1033-1109 Ансельм 1079-1142 Абеляр П. 1214-1292 Бэкон Р. 1221—1274 Фома Аквинский 1280-1349 Оккам У. 1401-1464 Кузанский Н. 1561-1626 Бэкон Ф. 1588-1679 ГоббсТ. 1596-1650 Декарт Р. 1632-1677 Спиноза Б. 1632-1704 Локк Дж. 1646-1716 Лейбниц Г. 1711-1776 Юм Д. 1723-1789 Гольбах П.

Примечание. Разумеется, приведенный перечень содержит элемент произвола, ибо выдающихся философов намного больше, чем здесь указано. Перечисляя всего пять десятков имен, мы преследовали вполне определенную методическую цель: составить для читателя легкообозримую хронологию.