logo
uchebnik_Filosofia_V_A_Kanke

Словарь-указатель

Словарь призван помочь читателю ориентироваться в материале учебника. В нем содержатся основные лексические сведения, необходимые студенту вуза, дается происхождение слов, что часто позволяет лучше понять их смысл, приводятся разъяснения, которые по тем или иным причинам было нецелесообразно включать в основной текст, но которые имеют важное значение для понимания истории философских проблем, взятых в их единстве (ср. материализм, идеализм и др.). В словаре используются следующие сокращения: гр. — греческое, лат. — латинское, фр. — французское.

Абстрагирование (лат. abstractio) — выделение, обычно мысленное, некоторых признаков предмета. Абстрагирование — это, как правило, лишь первый шаг к образованию понятий. Абстракция — это более бедный концептуальным содержанием термин, чем понятие. Распространенная лексическая ошибка состоит в том, что понятия называют абстракциями 16, 104, 113, 257

Агностицизм (гр. agnostos непознаваемый) — учение о реальности недоступных познанию вещей. Агностицизму противостоит учение так называемого гносеологического оптимизма, согласно которому все вещи познаваемы. Обе концепции страдают одним и тем же недостатком: в них речь идет о непознанном как существующем. Но без знания о вещи неправомерно постулирование ее существования. Философски оправданными являются рассуждения о надежде на рост знания. Термин агностицизм часто используется при характеристике философии Д.Юма и И.Канта. В нашем учебнике он не используется.

Аксиология (гр. axios ценный + logos учение) — учение о ценностях, развитое в конце XIX - начале XX в. 14, 188, 189, 213, 218-221

Аксиома (гр. axioma отправное, исходное положение теории) 260

Активность (лат. aktivus деятельный, энергичный) — признак вещей 41

Аналогия (гр. analogia сходство вещей в каком-либо отношении) 177, 257

Аналитическая философия 118-132, 156, 169, 187, 227

Антиномия (гр. anti + nomos закон) — противоречие между двумя положениями, каждое из которых соответствует теории (см. также апория) 93

Антропология (гр. anthropos человек + logos учение) — учение о человеке 17, 93, 167-169

Антропоцентризм (гр. anthropos человек + kentron центр) — принцип философии, согласно которому человек есть центральное звено мироздания 66-69, 76, 103

Апория (гр. aporia нет выхода) — непреодолимое противоречие при разрешении проблемы 25, 26

Априори (лат. a priori из предшествующего) — знание, предшествующее опыту. По отношению к априори противоположностью является апостериори (на основании опыта) 93-96, 121

Атараксия (гр. ataraxia) — невозмутимость мудреца, душевный покой. В отличие от атараксии апатия (гр. apatheia) есть состояние бесчуственности, равнодушия, доходящее порой до болезненного состояния 48

Аттрактор 157, 232, 286

Благо — то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В наши дни понятие блага вытеснено понятием ценности 16, 36, 38, 50

Большой взрыв — событие, предположительно случившееся около 18 млрдлеттому назад и обусловившее становление нашей Вселенной. О событиях, случившихся до взрыва, науке ничего не известно 22, 244, 287

Бытие 700, 153-157

Бытие-в-мире — термин философии экзистенциализма и фундаментальной онтологии М.Хайдеггера, призванный выразить неинтеллектуальные особенности человека, ко-

торые несводимы к переживаниям человека, на которых, как считается, лежит печать излишнего психологизма. Термин бытие-в-мире выражает также неразрывность связи человека и мира 112, 172

Бытие семиотическое 160, 161

Бытие символическое (знаковое) — все то, что интерпретируется на основе семиотики, теории о знаках. Если А несет информацию о Б, то А есть символическое бытие Б. Так, техника несет информацию о человеке, она есть поэтому символическое бытие человека. Учение о знаках развенчало всю таинственность так называемого инобытия. См. также знак 57, 58, 133, 170, 193, 284

Вакуум (лат. vacuum пустота) — определенная физическая среда, физическое поле, изучаемая физикой. Понятие пустоты считается устаревшим в том смысле, что ее нет в природе (см. также ничто) 27, 28

Верификация (лат. verus истинный + facere делать) — установление достоверности высказываний опытным путем 122, 123, 125, 264

Возвышенное — 1) категория эстетики, выражающая необычайный подъем эстетического переживания; 2) категория современного постмодернизма, стремящегося к преодолению интеллектуального понимания человека. Возвышенному придается не просто эстетический, а общефилософский смысл 137, 206, 214

Воля — способность человека к дополнительным усилиям, необходимым для достижения цели. Волюнтаризм объявляет волю высшим принципом бытия 109, 110, 190

Время 27, 42, 48, 55, 56, 109, 158-162, 187

Всеединство 139-148

Вчувствование — один из путей познания человека 186, 187

Гедонизм (гр. hedone наслаждение) — учение, согласно которому высшим благом признается наслаждение 43, 46

Герменевтика (гр. hermeneutike истолковать) 58, 115-118, 156, 168, 169, 227

Герменевтический круг 116

Гилозоизм (гр. hyle вещество + zoe жизнь) — учение о всеобщей одушевленности универсума 75, 242

Гипотеза (гр. hypothesis предположение) — научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. В отличие от аксиомы гипотеза должна для своего признания получить опытную проверку 84, 126, 261

Гносеология (гр. gnosis знание + logos учение) — философская теория познания. В западной философии вместо термина гносеология используется эпистемология (гр. episteme знание) 17, 93, 172-176

Гуманизм (лат. humanus человечный) — система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности 57, 71—73, 76, 247

Дедукция (лат. deductio выведение) — выведение новых мыслей чисто логическим путем 84, 185, 258

Деконструктивизм 135, 136

Демиург (гр. demiurgos) — зодчий мира. В отличие от демиурга средневековый Бог первичен во всех отношениях 35

Детерминизм 164

Диалектика (гр. dialektike) — 1) искусство ведения философского спора; 2) учение Гегеля о тождестве противоположностей и о противоречиях 29, 30, 35, 101,102, 105, 162, 163, 165,166

Диалог (гр. dialogos) — обмен мыслями 29, 43, 162, 204, 260

Дискурс (лат. diskursus) 134-137, 163

Добро — нравственно положительное 7, 8, 13—16, 19, 212-225

Доказательство — обоснование истинности высказывания (мысли) 174

Достоверность знания — его максимально возможное обоснование 260-263

Дуализм (лат. dualis) — признание двух несводимых друг к другу начал. Противоположность дуализма — монизм 81, 82, 155

Единичное — отдельное, индивидуальное 40, 59

Единое — начало и единственный исток всякого множества 49, 50, 55, 143

Единство истины, красоты и добра 38, 50, 143, 187, 221-223

Жизненный мир Гуссерля) 115

Жизнь (в философии жизни) — интуитивно постигаемая реальность, нетождественная ни материи, ни интеллекту 108-111

Закон 83-85, 96, 163, 258

Знак — вещь или ее признак, указывающие на другую (другие) вещи, свойства и отношения 133, 134, 170, 274

Идеал (гр. idea идея) — совершенство или высшая цель стремлений 37, 192, 266,276

Идеализм (гр. idea идея) — философское учение, считающее основным вопросом философии проблему идей. Идеализм субъективный (Беркли, Фихте) занят идеями (мыслями, понятиями, интуициями, чувствами) человека. Идеализм объективный (Платон, Гегель) рассматривает идеи как нечто объективное, не зависящее от людей. Проблематика идей крайне важна для философии, поэтому неудивительно, что идеалисты наработали значительный массив положительного знания. Не следует думать, что великие философы-идеалисты придерживались каких-то абсурдных идей, вроде того, что чувства отдельного человека творят весь мир (см. также материализм) 32-39, 99—102

Идеализация (гр. idea) — форма научною обобщения. Следует отличать от идеализации (от слова "идеал") — формы приукрашивания рассматриваемых явлений в соответствии с идеалами субъекта 83, 94, 95, 104, 256, 257

Идеальное (гр. idea) — совокупность идей. Иногда под идеальным понимают весь внутренний мир человека: и чувства, и установки, и ценности 87, 104, 156

Идея (гр. idea) — то же, что эйдос, форма, сущность, философский термин, который систематически использовал Платон. Слово идея буквально означает увидеть. Что увидеть? Смысл вещей. Следует признать, что с позиций современного знания понятие идеи не имеет ясного содержания. В науке на смену ему пришел термин понятие 5, 29, 32-39,99-102

Измерение 253-255

Изоморфизм (гр. isos равный, подобный + morfe форма) — соответствие, существующее между элементами двух множеств 282

Императив категорический (лат. imperativus повелительный и гр. kategorikos) — безусловный принцип поведения 96, 213

Императив экологический 290

Индетерминизм 164

Индукция (лат. inductio выведение) — форма мышления, целью которой является выделение общего правила 78, 79, 258, 259

Инобытие — см. также знак, бытие символическое 100, 101

Интенция (лат. intentio стремление) — направленность сознания на какой-либо предмет 58, 114

Интерпретация (лат. interpretatio посредничество) — установление соответствия между логическим (понятие, умозаключение), словесным и фактуальным материалом. Устаревшее воззрение состоит в абсолютном разведении понятий, слов и фактов, между тем они образуют единство, реализация которого и выступает как интерпретация 26, 59, 200

Интуиция (лат. intueri пристально смотреть) 81,109, 114, 147, 176

Иррациональное (лат. irrationalis неразумный) — не выразимое логическими свойствами 108

Истина 7, 8, 19, 180-184, 264-266

Картина мира 49, 101, 268-270

Качество 23, 100

Количество 23, 100, 253-255

Концептуализм (лат. conceptus мысль) — учение об общих понятиях, называемых концептами 59

Космос (гр. kosmos) — в греческой философии мир как структурно организованное целое 35, 45, 49, 95, 147

Космизм 147, 148

Космоцентрнзм 51

Красота — главная (положительная) эстетическая ценность (см. прекрасное) 7, 8, 68, 205-207

Креационизм (лат. creatio созидание) 54, 55, 65

Критический рационализм 124-128

Культура (лат. cultura) — совокупность положительных ценностей 203-205

Либидо (лат. libido) — половое влечение, понятие психоанализа З.Фрейда 178

Логос (гр. logos понятие, мысль, разум) — понятие древнегреческой философии, не обладающее ясным содержанием, имеется в виду разумное начало (мысль, закон, слово) 17

Ложь 187, 279

Марксизм 104-108, 209, 228, 229

Материализм (лат. materialis вещественный) — философское направление, в котором основным вопросом философии считается вопрос о материи. Все реалии рассматриваются как непосредственно производные от материи. Это положение кажется вполне приемлемым, особенно с учетом факта происхождения человека. Тем не менее материализм встречается с трудностями, ему не удается толково выразить относительную самостоятельность сознания, творческие способности человека. Существует немало разновидностей материализма (вместо термина материализм современные философы часто используют термин реализм). Наряду с диалектическим различают научный, критический, теоретический, прагматический, функциональный материализм. Ни один из них, равно как и любое другое философское течение, не отражает абсолютную истину. На наш взгляд, деление философов на два лагеря — материалистов и идеалистов — давно устарело, ибо оно упрощает сложную мозаику современной философии 92, 103-108

Мера 100

Метафизика (гр. meta ta physika после физики) 121

Метаязык 181, 199

Метод (гр. methodos) — способ познания 10, 260-263

Метод аксиоматический 260, 261

Метод гипотетико-дедуктивный 84, 125, 261

Метод конструктивистский 261

Метод прагматический 261

Методология — учение о методах 10, 17, 260—263

Мировая душа движущее начало Космоса, иерархически находящееся между бестелесным миром и созидаемыми ею чувствами 49, 50, 143

Мировоззрение 9

Мистическое (гр. mystika таинственные образы, таинства) — таинственное, загадочное, неясное, необъяснимое, интуитивное 149

Миф (гр. mithos сказание, предание) — рассказ, в котором доминируют фантасти-ко-поэтические моменты 21, 36

Модель (лат. modulus мера, образец) 34, 177, 253

Монизм (гр. monos один) — философские учения, признающие основой всего существующего одно начало (материю, дух, вещество, Бог). Противоположность дуализму и плюрализму 53, 155

Молчание — философская реакция скептика на всемерную изменчивость явлений и неопозитивиста на то, что не может быть выражено ясно 49, 120, 125

Мысль — понятие, суждение, умозаключение 173,174

Надсознательное 176, 180

Наука — выработка и теоретическая систематизация знания 8-10, 118-128, 249-271

Неоплатонизм 49, 50, 68

Неопозитивизм 120-124

Неопределенность 197, 286

Ничто — в терминологическом отношении противоположность нечто. Термин необходим в философии, но он по определению не обозначает нечто реальное 53,100, 111, 145

Номинализм (лат. nomen имя) 58-60

Ноосфера (гр. noos разум) — сфера господства разума 243, 288

Нравственность (см. также этика) 38, 43, 62, 96, 144, 147, 212—221

Образование 223-225

Общее 29, 58, 59, 258

Общество 36, 37, 43, 44, 63, 71-73, 85, 104-107, 226-240

Объяснение — интерпретация чего-либо посредством мыслей 185

Онтология (гр. on сущее + logos учение) — учение о бытии 17, 112, 153-157

Ответственность 5, 6, 214-217

Откровение 60

Относительность 9, 82, 159, 160

Отрицание 99, 166

Очевидность 80, 81

Оценка 188

Пантеизм (гр. pan все + theos Бог) — учение, отождествляющее Бога и природу 45, 51, 75

Парадигма (гр. paradeigma пример, образец) 128

Парадокс (гр. paradoxes неожиданный, странный) 25

Позитивизм (лат. positivus положительный) логический 120-124

Познание 172-193

Понимание 115-118, 187

Понятие — результат обобщения, выделения общих признаков изучаемых явлений, позволяющий отличать эти явления от других 59, 173

Постмодернизм (лат. post после + фр. moderne современный) 136—138

Постпозитивизм (лат. post после + positivus положительный) 124-128

Прагматизм (гр. pragma дело, действие) 182, 213

Практика (гр. praktikos деятельный, активный) /5, 16, 104, 208-212

Предел 33,74

Прекрасное — явления, обладающие для человека высшей эстетической ценностью и степенью красоты 19, 70, 205

Принцип (лат. principium основа, начало) — основное положение теории 83,163, 258

Природа 63, 64, 159. 160, 241-248

Причина 40

Провиденциализм (лат. providentia провидение) 55 Прогресс (лат. progressus движение вперед, успех) 237 Пространство 27, 42, 75, 94, 158-162

Противоречие — в логике противоречием являются два высказывания, из которых одно является отрицанием другого. Что касается жизненных конфликтных ситуаций, то они должны описываться логически непротиворечивым образом 24-26, 42, 102, 165 Пустота (см. также вакуум, ничто) 27, 158 Развитие 164

Разум и рассудок — два уровня мыслительной деятельности 93-95, 174 Рационализм (лат. rationales разумный) 124, 171

Рациональность (лат. ratio разум) — доступное разумному пониманию действие в соответствии со стандартами и правилами 124, 171

Реализм (лат. realis вещественный, действительный) — как правило, то же, чтолш-териализм. Однако средневековый реализм под это правило не подходит, ибо он является разновидностью идеализма 58-60

Революция (фр. revolution) — коренной переворот 90, 98, 106

Редукция феноменологическая (лат. reductio отодвигание назад, возвращение к исходному состоянию) 114

Религия (лат. religio благочестие, набожность) 52—66, 103, 138-147, 268-270

Релятивизм (лат. relativus относительный) 31, 159, 160

Семиотика — наука о знаках 160

Силлогизм (гр. syllogismos) — вид умозаключения 42

Символизм (гр. symbolon) 57, 58, 146, 170

Синергетика (гр. synergeia сотрудничество) 286, 287

Система (гр. systema целое, составленное из частей) 101

Скептицизм 48, 49, 82

Случайность 164, 165, 287

Соборность 139, 147

Сознание 178-180

Софист (гр. sophistes) 30, 31

Стоицизм (гр. stoikos) 44-46

Структура (лат. structure) 133, 134

Структурализм французский 133, 134

Субстанция (лат. sybstantia сущность) 22, 40, 81

Суждение — мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной 174

Сущность — то же, что эпдос и форма 59, 100

Творчество 54, 69-71, 146, 176, 177

Теология (гр. theos Бог + logos учение) 64, 65

Теодицея (гр. theos Бог + dike право, справедливость) — богооправдание 64, 65

Теория (гр. theoria созерцание, исследование) 77—84, 124-128,255-264

Теоцентризм (гр. theos Бог) 5.?

Техника (гр. techne искусство, мастерство) 271-285

Трансцедентальнос 95, 97

Трансцендентное (лат. transcendo выхожу за пределы) 95

Умозаключение 174

Универсалии (лат. universalis общий, всеобщий) 58, 59

Утилитаризм (лат. utilitas польза, выгода) 72, 213

Фаллибшшзм (англ, fallibility подверженность ошибкам) 125

Фальсификация 125

Феномен (гр. phainomenon являющееся) 113

Феноменология 113-115, 168, 171, 227

Форма (лат. forma) — сущность вещи, ее структура 40, 41

Функция (лат. functio исполнение) 9

Хаос (гр. chaos полный беспорядок) 286

Цель 191, 192

Ценность — положительная или отрицательная значимость предметов для человека 12, 188, 189, 197, 213, 217, 218, 230-232

Цивилизация (лат. civilis гражданский, государственный) 203, 237, 238

Человек 7, 167-172

Эвристика (гр. heurisko нахожу) 17, 177

Эйдос (гр. eidos вид, лик, образ) — то же, что идея, но более образное 29, 40, 41, 114, 176

Экзистенциализм (лат. existentia существование) 111, 112

Экогуманизм (гр. oikos дом + лат. humanus человек) 247

Экология (гр. oikos дом + logos учение) 246, 247

Эксперимент (лат. experimentum проба, опыт) 78, 79, 250-255

Эмпиризм (гр. empeiria опыт) 171

Эпистемология (гр. episteme знание + logos учение) — то же, что теория познания 17 130

Эпикурейство 46-48

Эстетика (гр. aisthetikosчувственное) 10-13, 69-71, 205-208

Этика (гр. ethos обычай) 13-16, 18, 29, 38, 39, 43, 61, 96, 212-225, 266-268, 277-280

Язык 117-120, 129-131, 134-137, 193-202