logo
uchebnik_Filosofia_V_A_Kanke

Пространство и время

Каждый вид реальности состоит из определенных вещей, обладающих теми или иными свойствами и находящимися друг с другом в некоторых отношениях. Вещь — относительно самостоятельный фрагмент реальности. Физические вещи — это, например, элементарные частицы. Биологические вещи — особи, для которых характерно дыхание, питание, размножение, адаптация к среде. Социальные вещи — люди с их понятиями, ценностями, языком, в соответствии с которыми они преобразуют себя и природу. При характеристике реальностей важное значение придается их пространственным и временным характеристикам.

Совокупность пространственных характеристик вещей типа длин, площадей, объемов, угловых размеров, отношений «слева», «справа» называется пространством. Пространство есть выражение сосуществования вещей (явлений, процессов). Совокупность временных характеристик вещей типа длительностей, отношений «раньше», «позже», «одновременно» называется временем. Время выражает сменяемость вещей (явлений, процессов). Наиболее привычной единицей измерения пространственных характеристик является метр. Время обычно измеряется в секундах.

Если бы существовал только один вид реальности, то и присущие ему пространство и время наличествовали бы в единственном числе. Но выше мы пришли к выводу, что существует много видов реальности. В этой связи логично ставить вопрос о различных видах пространства и времени. Обсудим этот сложный философский вопрос.

Часто о пространстве и времени рассуждают безотносительно к научным данным, вне теории. В таком случае, как правило, приходят к выводам, которые их авторам кажутся очевидными, а в действительности являются ошибочными. Так, утверждается, что пространство и время представляют собой самостоятельные, ни от чего не зависящие сущности, субстанции. Пространство — это, мол, пустота, а время — безостановочный космический режим, реальность которого не зависит от вещей. Рассматриваемые представления наивны и ошибочны, они не находят подтверждения в науках. Так, учеными было выяснено,

что пустота как объект физического исследования не существует. Нет такого насоса, который мог бы обеспечить существование пустоты, нет ее и в космосе. То, что древние называли пустотой, в действительности является особой физической средой, вакуумом, которому присущи различные характеристики, в том числе и пространственные. Безмолвствует наука также относительно времени как независимого от всех явлений космического феномена. Таким образом, сведения о пространстве и времени следует черпать из наук, осмысливая и при необходимости корректируя их данные. Тот, кто отказывается от наук, обрекает себя на вненаучные измышления со всеми вытекающими отсюда последствиями. Итак, какие наиболее важные сведения о пространстве и времени выработаны в науке, в том числе и в философии?

Интересные сведения о пространстве и времени накопили физические науки. Уже в ньютоновской механике были выявлены трехмерность, однородность и изотропность макрофизического пространства и одномерность, однородность и необратимость макрофизического времени. Трехмерность пространства означает, что для описания пространственных характеристик вещей достаточно использовать всего три переменные (д:, у, z). Для описания одномерности времени достаточно одной переменной (ί). Однородность пространства означает, что характер физических явлений не зависит от места их наличествования. Однородность времени фиксирует одинаковость физических явлений, их независимость от того, когда они произошли. Изотропность пространства означает, что определенность физических явлений не зависит от того, в каком направлении они происходят. Необратимость времени означает, что длительность явлений нарастает. Речь идет о так называемой стреле времени, время, как часто говорят, не может повернуть вспять.

Благодаря специальной теории относительности были обнаружены релятивистские пространственные эффекты типа сокращения длин. Общая теория относительности позволила выявить особые свойства пространства в гравитационных явлениях, где, как выражаются, пространство искривлено. Квантовая механика показала особо тесную связь пространственных и импульсных характеристик физических объектов (обычно пространственным характеристикам присуща некоторая степень неопределенности). Новейшая физика элементарных частиц дает веские основания считать пространство в микромире не трехмерным, а, например, девятимерным.

Много интересного выявила физика относительно времени. Не существует абсолютная одновременность. События, которые в одной системе отсчета одновременны, в другой могут быть неодновременными. Если скорость перемещения объектов увеличивается, то время для них замедляется. С этим связан парадокс близнецов, из которых тот моложе, который в отличие от своего брата участвовал в космическом путешествии на быстрых ракетах. Согласно общей теории относительности, время замедляется при увеличении гравитационных потенциалов. Согласно квантовой механике, время органично связано с энергией.

Приведенные данные показывают, что физические пространство и время — проявления физических взаимодействий. Меняется характер взаимодействий, меняются и свойства пространства и времени. Таково основное содержание так называемой реляционной концепции пространства и времени.

В последние годы была выдвинута привлекательная идея: нефизическим явлениям присущи особые пространства и времена. Состоятельна ли идея о существовании особых нефизических — например, биологического и социального — пространства и времени?

Прежде всего отметим, что в каком бы виде не существовало биологическое и социальное, оно всегда обладает соответствующей физической основой. Физическая основа, в том числе ее пространственные и временные характеристики, свидетельствует о биологическом и социальном. Физическое не является биологическим и социальным, но вместе с тем оно выступает основой двух последних и свидетельствует о них. Физическое пространство и время определенным образом взаимосвязаны с биологическими и социальными, равно как и с любыми другими, нефизическими, явлениями. В этой связи можно говорить о семиотическом, знаковом (семиотика — наука о знаках), например биологическом и социальном, бытии физического пространства и времени.

С семиотическим бытием физического пространства мы встречаемся на каждом шагу, особенно выразительны в этом отношении произведения скульптуры и живописи, архитектурные сооружения. Пространственная архитектура церкви Покрова на Нерли способна вызвать многочисленные положительные эмоции у православного. Но в данном случае пространственные характеристики имеют семиотическое (символическое) значение, они присущи сооружению, а не мыслям и чувствам верующих. Физическое время также обладает семиотическим бытием. Люди не

случайно стремятся к экономии физического (календарного) времени, они осознают его как важнейшее условие своего биологического и социального бытия.

Итак, до сих пор нам не удалось обнаружить какие-либо особые нефизические формы пространства и времени. Но зато в поле нашего зрения попал новый феномен — семиотическое бытие физического пространства и времени. Разумеется, сохраняется возможность дальнейшего поиска. Может быть, существуют нефизические формы пространства и времени как таковые? Этот вопрос считается остродискуссионным. Приведенное ниже мнение автора не должно считаться бесспорным.

На наш взгляд, доводы в пользу существования особых нефизических пространств довольно неубедительны. Таковые пока не обнаружены. В случае с биологическим и социальным временем ситуация выглядит несколько по-иному. Время выражает изменчивость явлений. Так как биологические и социальные явления изменчивы, то вполне логично ожидать, что они временны, т.е. обладают адекватными их сути временными характеристиками. Этими временными характеристиками не могут быть физические параметры. На самом деле, за 45 минут учебных занятий можно добиться и малого, и большого эффекта. Но это значит, что 45 минут, а это физическая характеристика, не является адекватной характеристикой существа учебных занятий. Возьмем другой пример. Люди одного календарного возраста обычно находятся в различных биологических состояниях. И здесь физическое время не является адекватной характеристикой теперь уже биологических процессов.

В поиске характеристики, адекватной природе биологических явлений, биологи выдвинули концепцию биологического возраста. Для организма человека этот возраст задается вероятностью смерти. Чем она больше, тем выше биологический возраст. В случае развития зародыша его биологический возраст задается числом клеточных делений. Биологическое время есть адекватная природе биологических процессов количественная характеристика. Биологический возраст указывает степень удаления организма от момента рождения.

В области социальных явлений также целесообразно вводить особые параметры социального времени. В общественных науках о социальном возрасте говорят редко, но он есть. Время существования социальных организмов количественно можно задать не иначе как посредством параметра социального возраста. Что касается хода общественного развития, то его ускорение оз-

начает, что единице календарного времени соответствуют, по мере развития общества, все большие промежутки социального времени.

Итак, весьма сложный пространственно-временной аспект видов реальности нуждается в дальнейшем изучении. В этом деле очень важен союз философии и нефилософских наук, их взаимообогащение .

Под дискурсом понимается процесс получения нового знания на основе философски и научно состоятельных суждений, представленных в языковой форме. Имеется в виду, что, как прави'-ло, дискурс осуществляется в форме языковых игр, в которых вырабатываются знания о различных видах реальности. Каково это знание? Подтверждает ли оно вывод диалектиков о противоречивости бытия? Об этом ниже.

Диалектика, диалог, диспут, дискурс

Когда размышляют о различных видах реальности, часто подчеркивают их диалектическое содержание. Что такое диалектика? Поиск ответа на поставленный вопрос приблизит нас к пониманию так называемой диалектики бытия.

Термин греческого происхождения dialektike (был введен в философию элеатом Зеноном и Сократом, он означал искусство выяснения истины в столкновении противоположных мнений. Речь идет о том, что там, где имеется много слов и смыслов, противоречащих друг другу, необходимо прийти к одному смыслу, истинному, который уже ничему не противоречит. Если диалог есть разговор между двумя или несколькими людьми, а диспут — публичный спор, то диалектика в отличие от диалога и диспута предполагает непременно философскую утонченность, использование определенных методов. Но если диалектика оперирует противоречивыми (противоположными) мнениями, то означает ли сие, что и бытие во всех его видах противоречиво?

По этому поводу существуют два широко распространенных мнения. Согласно первому из них, диалектический спор (размышление) для того и ведется, чтобы преодолеть противоречивость суждений. Второе мнение состоит в том, что после несуразиц и достижения истины выясняется, что противоречивость — органичная черта всех видов бытия. Так считал, например, Гегель, согласно которому идеи противоречивы, они выступают по отношению друг к другу в качестве противоположностей. Мир — это тотальность идей и, следовательно, все существующее противоречиво. Диалектический материалист Энгельс уточнял позицию Гегеля следующим образом: субъективная диалектика относится к миру идей (понятий), а объективная диалектика имеет дело с материальными явлениями.

Что касается современной философии, то в ней термин «диалектика» все более и более вытесняется термином «дискурс».

Изменение и развитие. Закономерности

Чтобы судить о характеристиках видов реальности, придется обратиться к тем данным, которыми оперируют современные философские и нефилософские концепции (теории). Все наши выводы должны быть четко согласованы с этими данными.

При рассмотрении самых разнообразных теорий во всех них обнаруживается целый ряд общих черт. Всякая теория, во-первых, имеет дело с многими явлениями, которые, это во-вторых, представляют собой одно и то же. Единичные явления тождественны друг другу. Эта тождественность представлена в естествознании в понятиях, а в гуманитаристике в ценностях. Все электроны тождественны друг другу; в этой связи используется понятие «электрон». Все справедливые поступки тождественны друг другу, т.е. представляют собой одно и то же; в этой связи используется ценность «справедливость». На первый взгляд единичные явления кажутся несоизмеримыми друг с другом, но, как мы видели, в научном знании удается вскрыть их тождественность, или, как часто выражаются, однокачественность. Любая теория имеет дело не только с понятиями (или ценностями), но и с их взаимосвязью. Связь понятий или ценностей называется закономерностью, или просто законом. Не все законы равнозначны друг другу, главнейшие из них называются принципами.

Любой закон можно записать посредством символов

f (хи, x2i... xni) = О,

где х1; х2, ..., хп — обозначения понятий или ценностей в форме переменных, которые пробегают ряд значений, характерных для единичных явлений. Переменные появляются в символьной записи законов науки не случайно, а в силу изменчивости тех явлений, с которыми имеет дело данная наука. Изменение, его также называют движением,— органическая черта всех явлений.

Если изменение не выходит за пределы данного качества, то оно называется эволюцией, в противном случае оно выступа-

ет как развитие, изменение качества. В наши дни известно много таких наук, которые изучают не только изменение, но и развитие явлений. Так, в физике элементарных частиц изучают их взаимопревращения; химия описывает взаимопревращения веществ, происходящих в результате химических реакций; эмбриология рассматривает качественные метаморфозы, происходящие с зародышами организмов; общественные науки объясняют процессы перерождения, например феодального общества в капиталистическое. Следует, однако, отметить, что всегда находятся такие качественные преобразования, которые выводят за пределы данной науки. В силу этого факта людям приходится иметь дело с многообразием наук, а не с одной наукой, которая описывала бы все возможные качественные превращения.

Так как с явлениями происходят самые различные преобразования, то вполне резонно ставится вопрос об их истоках, или, как часто выражаются, причинах. Согласно принципу детерминизма, все явления причинно обусловлены. Отрицание же этого принципа называют индетерминизмом. Индетерминизм отказывается от идеала научного описания и видит во всех метаморфозах слепую игру случая. В этой связи указывается, например, на случайное поведение частиц или свободу воли человека.

Достижения науки свидетельствуют в пользу детерминизма. Элементарные частицы видоизменяются из-за своих взаимодействий, присущих им свойств типа электрического заряда. Животные приспосабливаются к среде благодаря рефлексам и инстинктам. Люди предпринимают самые различные действия вследствие своих мотиваций, интересов, ценностей. Современная наука не признает беспричинных явлений. Не противоречит этому выводу и наличие так называемых случайных явлений. Случайные явления происходят не беспричинно, а в силу особой вероятностной детерминации. Свобода воли человека состоит в том, что он поступает так, как ему за-благо-рассудится, т.е. предпринимая определенные действия, он в любом случае желает достичь блага. Человек поступает по-разному потому, что он руководствуется не одной, а многими ценностями.

Довольно часто полагают, что современные науки не в состоянии ответить на злободневный вопрос: что было до Большого взрыва, обусловившего известную историю нашей Вселенной? Такое мнение является заблуждением. Понятие «ранее» (до чего-то) имеет смысл не иначе как в рамках определенной теории. Приведенный выше вопрос игнорирует это обстоятельство, а потому

он лишен смысла, и это вопреки тому, что, на первый взгляд, он представляется вполне осмысленным.

В понимании определенности различных видов реальности важное значение имеет учет специфики так называемых динамических и статистических закономерностей. Для динамических закономерностей характерны однозначные, а для статистических — многозначные, вероятностные связи. В философии науки часто противопоставляют друг другу два воззрения. Согласно первому из них, самые сложные многозначные связи обусловливаются однозначными, строго необходимыми отношениями (такое воззрение господствовало вплоть до XX века). Согласно второму воззрению, явления многообразны, а потому для них характерны вероятностные связи, которые в принципе несводимы к динамическим отношениям. Что же касается динамических закономерностей, то они являются предельным случаем статистических связей, их особого сочетания. Научные данные свидетельствуют в пользу второй точки зрения. Как видим, в очередной раз наука обеспечивает рост наших знаний о видах реальности: для последних характерны не однозначные, а многозначные связи.

Рассмотрим три закона так называемой объективной диалектики. С ними знакомы многие наши соотечественники, изучавшие некогда или являющиеся сторонниками диалектического материализма Маркса, Энгельса, Ленина. Речь идет о законе единства и борьбы противоположностей, законе перехода количественных изменений в качественные и законе отрицания отрицания.

Согласно закону единства и борьбы противоположностей, во всех видах реальности друг другу противостоят противоположности, которые находятся в противоречивых отношениях. На наш взгляд, рассматриваемый закон является весьма неуклюжей попыткой свести многообразие отношений, которые описываются той или иной наукой, к одному универсальному закону. Рассмотрим, например, данные физики. Физика имеет дело с большим многообразием частиц. Это частицы разные, но их невозможно втиснуть в узкое ложе постулируемых противоположностей. Часто утверждается, что частицы с отрицательным электрозарядом являются противоположностями по отношению к частицам с положительным зарядом. Допустим, но как в таком случае быть с частицами нейтрального электрозаряда? Не ясно. Не удалось физикам обнаружить и какие-либо противоречия. Частицы взаимодействуют между собой, только и всего. Нет никаких осно-

ваний для того, чтобы классифицировать взаимодействие частиц как диалектические противоречия.

Рассмотрим закон количественно-качественных преобразований, согласно которому количественные изменения неминуемо приведут к качественным преобразованиям. На наш взгляд, этот закон весьма удачно отображает большой массив научных данных. Действительно, любое явление сохраняет свою качественную определенность не при всяких количественных параметрах. Пример: нагретая до определенной температуры жидкость испаряется (превращается в газ).

Согласно закону отрицания отрицания, изменения происходят в два этапа: сначала исходное явление превращается в свою противоположность (так, посеянное зернышко «вытягивается» в стебель), затем происходит возврат к исходному явлению, но на более высоком уровне (на стебле появляется не одно, а несколько зерен). Рассматриваемый закон, видимо, характерен для процессов с циклическим характером развития. Однако развитие не всегда идет по циклу (вряд ли современное общество вернется, в том числе и на так называемой более высокой основе, к первобытному обществу). А если развитие имеет циклический характер, то его разумно описывать в точных терминах соответствующих наук, которые прекрасно обходятся без таких довольно непроясненных понятий, как «превращение в свою противоположность» и «отрицание отрицания».

Наш анализ трех законов объективной диалектики показывает, что тому, кто выступает от имени философии, следует быть очень осторожным в обобщении научных данных. Всякое их игнорирование, сколько бы их автор не восхвалял философию, вредит последней. В союзе философии с другими науками нет первичного и вторичного, здесь торжествует сотрудничество, разумеется, высокоинтеллектуальное.

Выводы

S Мир не единообразен, а многообразен. Каждая наука имеет дело с определенным видом бытия. Следовательно, число видов бытия в точности равно числу наук.

S Виды бытия образуют сложную иерархию.

S Пространство есть выражение сосуществования вещей.

S Время есть выражение сменяемости явлений.

S Свойства пространства и времени зависят от специфики тех явлений, которым они присущи.

' Диалектика - искусство выяснения истины в условиях столкновения противоположных мнений.

V Дискурс - процесс получения нового знания на основе философских и научно состоятельных суждений, представленных

В ЯЗЫКОВОЙ форме. ппмл

' Интерпретируемые на основе теории единичные явления изменчивы, но также и тождественны друг другу, что находит свое выражение в концептах понятий (в естествознании) и цен ностеи (в гуманитаристике).

^ Связь понятий или ценностей образует закон.

^ Развитие — это преобразование качества.

' Современная философия и науки свидетельствуют в поль зу не индетерминизма, а детерминизма, согласно которому лю бое явление причинно обусловлено.

' Согласно современным воззрениям, все закономерности имеют статистический, многозначный характер. Динамические (однозначные) закономерности являются предельным случаем ста тистических закономерностей.

' После общей характеристики бытия разумно приступить к конкретному анализу тех проблем, которые возникают в свя зи с обсуждением специфики видов бытия. Дальнейшее изложе ние начинаем с того, что интересует нас более всего - с пооолр мы человека. ' v