Философия Гегеля
Кантовская философия дала мощный импульс развитию немецкой философии. Кант исходил из противопоставления субъекта внешнему миру, объекту. Уже Фихте стремился преодолеть эту двойственность, считая, что субъект — это единственная основа и мира в целом, и правильной философии. Фридрих Шеллинг также стремился к преодолению двойственности субъект-объэкт. Он строит свою систему на базисе философии тождества субъекта и объекта. Такой подход, который был детально развит Георгом Гегелем, привел к абсолютному идеализму.
Гегель стремился приблизить философию к науке. Это означало построение философии в форме взаимосвязанных идей. О чем бы ни рассуждал Гегель, он везде видел идеи, им нет преград. Но что такое идея? Разъясняя природу идей, Гегель максимально критически относится к способу философствования, при котором идеи считаются плодом всего лишь субъективной деятельности человека. Идеи Гегеля — это суть вещей, любых, в том числе и понятий. Это суть и объекта, и субъекта. Вот и получается, что противопоставление субъекта и объекта в идее преодолено.
Обратим внимание на особенности изменчивости идей. Идеи "самодвижутся". Каждая отдельная идея переходит в свое иное, в другую идею. Это — диалектическое отрицание. Тезис переходит в антитезис, затем они сливаются в новое единство. Синтезирующая идея содержит тезис и антитезис как свои моменты. Гегелевская гриадичность "тезис — антитезис — синтез" многократно и, надо полагать, не без оснований ставилась под сомнение в том смысле, что не везде она имеет место. Более неуязвимыми для критики являются констатируемые Гегелем взаимосвязи идей, присущие им моменты отрицания и преемственности. Философия Гегеля выступает как чистая стихия мышления, восхождение от абстрактного к конкретному.
По Гегелю, идеи существуют на трех уровнях: 1) идеи сами по себе; 2) идеи в природе; 3) идеи в духе. Соответственно этому тройственному делению Гегель пишет книги: "Наука логики";
"Философия природы"; "Философия духа". Эти книги образуют "Энциклопедию философских наук". Тотальность идей Гегель называет абсолютной идеей или просто идеей. Речь идет о саморазвивающейся тотальности, с которой философия имеет дело как наука о всеобщем. Рассмотрим последовательно гегелевские науку логики, философию природы, философию духа.
Наука логики содержит: учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии.
Учение о бытии начинается с рассмотрения содержания чистого бытия, понятий ничто и становление. Затем анализируется главная триада бытия: качество — количество — мера. Качество и количество являются характеристиками нечто. Если изменится качество, то нечто перестанет существовать. Количество при данном качестве может изменяться в некоторых пределах, при этом сохраняется старое качество, а следовательно, и само нечто. Единство качества и количества образует меру. Переход от одной меры к другой, новой, есть скачок.
В учении о сущности Гегель выделяет в ничто решающее, главное: это сущность и определяемое сущностью явление. Сущность в силу своей внутренней противоречивости сама себя отталкивает и переходит в явление, в существование. Таким образом, источником движения является противоречие сущности, наличие в ней противоположностей.
Учение о понятии — название еще одного раздела "Науки логики", но оно не должно вводить в заблуждение. Речь идет не только о субъективных понятиях. Субъективное понятие, по Гегелю, есть лишь самая бедная форма понятия. Субъективное понятие, развиваясь, достигает объективного понятия, объекта; дальнейшее развитие приводит, наконец, к понятию субъекта-объекта.
Гегель рассматривает в "Философии природы" последовательно механику, физику, органику; в "Философии духа" — субъективный дух (личность), объективный дух (семью, гражданское общество, государство), абсолютный дух (тремя ступенями развития которого выступают искусство, религия и философия). Система закончена.
На страницах своих произведений Гегель демонстрирует всю мощь своего философского разума. В начале XIX в. не было человека, который мог бы самостоятельно составить энциклопедию всех наук, но был гений, который сумел представить энциклопедию философских наук. То, что сделал Гегель, по праву считается философским подвигом. Схематически гегелев-
ская энциклопедия философских наук выглядит следующим образом (см. схему).
Наука логики (абсолютная идея сама по себе)
| |
|
|
1
| ι
|
Учение о сущности
Учение о ионятии
Учение о бытии
t
t
Философия природы (абсолютная идея в природе)
|
|
|
| |||
1
| !
| |||||
Механика
|
| Физика
| Органическая
| физика ————————— !
|
Философия духа (абсолютная идея в духе)
|
|
| ||||
1
|
|
| i
| |||
Субъективный дух
| Объективный дух
|
| Абсолютный дух
|
Главными особенностями гегелевской системы обычно называют абсолютный идеализм и диалектику. В отечественной философской литературе советского периода идеализм Гегеля ругали, а диалектику хвалили. Считалось, что если идеализм заменить материализмом и соединить его с диалектикой, то получается передовая философия, диалектический материализм. О диалектическом материализме разговор впереди. Сейчас же отметим, что критика идеализма Гегеля обычно носила вульгарный характер. Главное в идеализме Гегеля — это уразумение наиболее содержательных аспектов системного знания касательно философии. Применительно к условиям начала XIX в. Гегель выполнил дело своей жизни блестяще. За прошедшие после него чуть ли не два века, естественно, идеализм системы Гегеля нуждается в коррективах.
Многие исследователи считают, что вопреки мнению Гегеля идеи, или, иначе говоря, сущностно-общее в вешах (материальных объектах, чувствах, понятиях), всегда причастны им, этим вещам. Если же говорить, как Гегель, об идеях самих по себе, вне единичных вещей, то реальность мистифицируется.
Рассмотрим теперь более подробно содержание гегелевской диалектики. У Сократа и Платона диалектика выступала как искусство вести философскую дискуссию. Гегель же понимает диалект и>су как логику идей, как восхождение от абстрактных (бедных, односторонних) идей ко все более конкретным (многообразным). Диалектика Гегеля выступает как дедуцирование, вывод одних идей из других. Гегель полагал, что в исходной идее содержится все то, что из нее дедуцируется. Идея содержит в себе свои противоположные определения, поэтому она внутренне противоречива; диалектика как движение идей по своей внутренней природе есть противоречие. Здесь Гегель вступил на тропу войны с формальными логиками, которые, подобно Аристотелю, считают: "...Невозможно, чтобы противоречащие утвержде-I ия были вместе истинными...". Гегель, конечно же, понимал, что рассуждать следует логически, тем не менее формальной логикой он был не доволен.
По Гегелю, формальные логики рассматривают рядополо-женными такие определения, которые следовало бы понять в их единстве. В соответствии с этим Гегель выступает, например, против признания качества и количества двумя самостоятельными, рядоположенными определениями. По Гегелю, качество переходит в количество, количество есть снятое качество. Формальный логик обвинит Гегеля в ошибке, он расценит утверждение "количество есть снятое качество" как неправильное, ибо, согласно ему, количество не есть качество (ибо это снятое качество) и есть качество (ибо количество признается качеством, хотя и снятым): налицо противоречие. Логические воззрения Гегеля оцениваются по-разному. Одни авторы хвалят его за создание диалектической логики, другие ругают за непонимание глубины и состоятельности формальной логики. На наш взгляд, Гегель был весьма неосторожен в критике формальной логики, многие его определения не корректны. При более детальном анализе всегда выясняется, что достоинства гегелевских размышлений и открытий согласуются с содержанием формально-логических операций.
Гегель выработал особый вариант философского стиля мышления. Он в большей степени, чем кто-либо другой, придал философии системный характер, акцентируя свое внимание на процессах изменения и развития. В произведениях Гегеля находят буквально россыпи гениальных догадок, прозрений. В силу этого приобщение к его творчеству является делом и необходимым, и благодарным.
От антропологического материализма Фейербаха к диалектическому материализму Маркса
Идеализм Гегеля содержит сложную для понимания сферу идеального. Для Гегеля идеальное — объективно. Всегда находятся люди, которые с этим не согласны, и в результате такого несогласия идеальное переводится в голову человека, т.е. считается его мыслью или чувством. В таком случае основу идеального составляет природа и человек как ее венец. Именно так рассуждал Людвиг Фейербах, видный немецкий философ XIX в., создатель одного из вариантов антропологического материализма. Недовольный как абстрактным мышлением, так и диалектикой Гегеля, Фейербах отбрасывает то и другое. Он ставит в центр мира чувствующего человека. Среди многих чувств человека определяющим является любовь. Фейербах в отличие от Гегеля концентрирует свое внимание не на тонкостях научного знания, а на вопросе о правомерности религии. Его самая знаменитая книга называется "Сущность христианства" (1841). В соответствии со своими исходными философскими постулатами Фейербах видит тайну христианства в объектировании человеком своих собственных сил, придании им потустороннего, отчужденного от него характера. Религия — это не просто результат невежества людей, она обладает многими достоинствами — к примеру, в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению к человеку, особенно к чувству любви. Однако при всех своих относительных достоинствах христианская религия есть форма мистификации действительной жизни человека.
Освобождаясь от догм религии и советуя сделать то же самое другим, Фейербах акцентирует свое внимание на человеке, его чувствах дружбы и любви прежде всего. Он хотел бы создать справедливое общество. Не случайно всего за два года до смерти Фейербах вступает в ряды социал-демократической партии, проповедует идеалы общественной справедливости. Безусловно, выяснение Фейербахом антропологического содержания христианской религии имело положительное значение. Но, конечно же, содержание христианства намного шире достеточно узко понятых Фейербахом принципов антропологизма. Как и всякий материализм, фейербаховская философия настаивает на восхождении от материального к идеальному. В определенной форме такое восхождение в мире осуществляется, и, следовательно, оно должно осмысливаться. Материализм в отличие от идеализма пытается понять это восхождение, не абстрагируется от него.
Намного более развитой формой материализма, чем антропология Фейербаха, является диалектический материализм Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Молодой Маркс упрекал Фейербаха в непонимании конкретно-общественной природы человека и вообще роли практики, особенно революционной практики как основы и критерия истины. Таков исходный пункт философствования Маркса, который, подчеркивая преемственность своих воззрений по отношению к философии Гегеля и Фейербаха, тем не менее решительно дистанцируется от них обоих.
Маркс, подобно Гегелю, понимает философию как науку и потому стремится построить ее строго по научному методу. Он полностью отдает себе отчет в ч им, что следует методу Гегеля, переходя от абстрактного к конкретному. Маркс подчеркивает, что на стадии выработки научных воззрении восходят от чувственно-конкретного к абстрактному, hj. стадии собственно научного изложения восхождение осуществляется от абстрактного к конкретному. Таким образом, Маркс понимает суть движения научных понятий как путь от абстрактного к конкретному. Подлинные расхождения Маркса с Гегелем начинаются по поводу интерпретации природы идеального. Маркс решительно занимает материалистические позиции: для пеги идеальное есть "материальное, переосмысленное в человеческой голове к преобразованное в ней".
В науке идеальное — это понятие в форме мысли. Но как получить понятие, о сложной природе которого мы уже писали? Маркс здесь ссылается на практику, на самое массовидное, часто встречающееся отношение. Так, Маркс строит свою политэко-номическую теорию товарного производства начиная с категории товара. Почему в политэкономии исходят из понятия товара? Потому что товар есть самое массовидное, сердцевина товарного производства.
Отметим сразу, что воззрения Маркса по поводу природы идеального вряд ли способны удовлетворить мыслителей масштаба Канта и Гегеля. Дело в том, что на практике нет прямых аналогов идеальных конструктов, нет аналогов, например, точек. Товар есть, а точек, функций нет. Непонятно поэтому, как можно, следуя методу Маркса, получить идеализации, особенно характерные для таких наук, как философия, математика, физика.
Вместе с тем Маркс вполне справедливо рассматривает практику как критерий истины. Если те или иные воззрения не согласуются с практикой, то тем самым их правомерность ставится под сомнение. Вопрос о практике как критерии истины был глубоко продуман диалектическими материалистами.
Что касается гегелевской диалектики, то она диалектическими материалистами переносится непосредственно в сферу материального. Энгельс говорил об объективной диалектике и субъективной диалектике. Субъективная диалектика лишь отображает объективную. Что касается набора диалектических категорий и законов, то он почти без изменений был перенесен из философии Гегеля в философию диалектического материализма.
Особо следует остановиться на диялектлко-материалистических воззрениях применительно к обществу. Речь идет о материалистическом понимании общества. Маркс сознательно стремился к созданию науки об обществе. Науки нет без научных законов. Но возможны ли законы с их всеобщностью и необходимостью в условиях индивидуальной и общественной жизни людей, когда каждый человек обладает сознанием и, следовательно, регулирует свою деятельность согласно собственным установкам? Поставленный вопрос не способен смутить Маркса, ведь он рассматривает внутренний духовный мир как что-то вторичное по отношению к внешнему миру. При этом, считает Маркс, следует четко понимать двойственную природу внешнего мира. Внешний мир — это, во-первых, природа, а во-вторых, то, что создано людьми из природы, т.е. продукты труда, труда как социальной деятельности, т.е. общественного труда. В общественном труде человек покидает свой внутренний мир, тем самым спонтанность сознания отсекается. Но это означает, что сферу общественного труда человека можно описать научно, посредством научных законов, которые дает пролетарская политическая экономия. Экономические отношения, полагает Маркс, определяют все другие общественные отношения, в том числе правовые, политические, религиозные, нравственные. Энгельс, уже после смерти Маркса, уточняет, что различные сферы общественной жизни — экономика, политика, искусство, нравственность — образуют целое, диалектически взаимодействуют между собой, лишь в конечном счете экономическое имеет главенствующее значение.
Огромной заслугой Маркса перед научным сообществом явилось выделение мира социального. До Маркса в фактуальном мире все видели только противостояние духовного мира субъекта и природы. Неприродное выступало исключительно как субъективно-духовное. Маркс обнаруживает третий мир, мир общественного. Существо дела Маркс рассматривает на примере товара. Всякий товар есть потребительная и меновая стоимость. В качестве потребительной стоимости товар не отличается от других природных объектов. В качестве же меновой стоимости то-
вар есть нечто чисто социальное (в природе нет меновых стоимостей). Меловая стоимость существует в довольно специфической форме, не иначе как опосредованно — через потребительную стоимость. Обобщая марксовы воззрения, можно констатировать, что всякое социальное, в том числе и сознание, существует через иное, через природное.
Обратимся теперь к революционной стороне диалектического материализма. Надо полагать, питатель наслышан о революционной деятельности творцов диалектического материализма — Маркса, Энгельса, а также Ленина. Нас интересует в данном случае вопрос о том, в какой мере содержание диалектического материализма определяет революционные воззрения.
Маркс был блестящим критиком пороков капиталистического общества. Эта критика уже сама по себе как-то стимулировала мысль о смене капитализма социализмом. Но именно стимулировала — не более того. Нас же интересуют возможные теоретические основания революционной теории марксизма и ленинизма. В этой связи часто вспоминают мэрксову теорию отчуждения труда.
Тот, кто трудится, овеществляет свою деятельность. Если результаты труда присваиваются кем-то не в соответствии с его индивидуальным трудовым вкладом, то можно утверждать, что произошло отчуждение труда, часть его результатов досталась не непосредственному производителю, а, например, капиталисту. Налицо эксплуатация капиталистом рабочего. До сих пор логика реконструируемых нами воззрений Маркса не вызывает возражений. Но из нее не следует излюбленный Марксом тезис о необходимости замены частной собственности общественной. Ведь известно, что сложное дело справедливого распределения по труду не получило должного разрешения и при социализме. Таким образом, марксова концепция отчуждения труда не приводит к выводу о необходимости социалистической революции. Есть основания считать, что, по крайней мере в зрелые годы, Маркс прекрасно понимал недостаточно доказательную силу концепции отчуждения труда применительно к тезису о необходимости социалистической революции. Тем не менее он не отказался от этого тезиса, считая его даже выводом, следующим из законов политической экономии. Суть дела виделась Марксом в том, что в соревновании капиталов капиталисты будут просто вынуждены резко нарушать права рабочих, относительное обнищание которых и приведет к социалистической революции. Гипотеза Маркса до сих пор не нашла своего практического воплощения. Естественно, что в этих условиях воззрения Маркса подвергаются
критике. Поппер, например, обвинял Маркса в историцизме, в убеждении, что наука дает непреложные законы развития общества, причем на довольно длительные сроки. Поппер считает, что в науке мы пользуемся правдоподобными гипотезами, которые следует применять весьма осторожно, осуществляя дело научного предвидения мелкими шагами.
Основные достижения диалектико-материалистического способа мышления мы видим: 1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разработке проблемы практики; 3) в уяснении природы общественного.
Разработка марксизмом природы общественного стала его большим триумфом. Но особое внимание к сфере общественного иногда приводило к абсолютизациям и, как следствие, к казусам отнюдь не локального значения. В свете доминирующей роли социального все, имеющее отношение к человеку и обществу, стало рассматриваться исключительно как проявление непременно общественного, в том числе борьбы классов. Преувеличение роли общественного сопровождалось зачастую умалением человечески-индивидуального, личностного, потерей человека.
Односторонняя и политически жестко ориентированная философская концепция Ленина привела к негативным результатам. Ленин сводил едва ли не все достижения мировой философии к философии Маркса и Энгельса. Для Ленина философия Маркса всегда была орудием в той сложной политической борьбе, которую он вел. Отсюда ленинское "развенчание" религии, тезис о том, что нравственно все то, что служит делу строительства коммунизма.
Сталин не менее сознательно, чем Ленин, придерживался крайних позиций философско-политической непримиримости. Видимо, вполне искренне он считал, что абстрактные философские положения позволяют адекватно оценивать и общественную жизнь, и состояние наук — от специальной теории относительности и генетики до языкознания и кибернетики. Игнорирование единства философии и наук, грубая политическая позиция привели к отрицанию новых философских идей и направлений, что не могло не сказаться на развитии ряда гуманитарных наук и общества в целом.
После XX съезда КПСС, в 60-е годы советские философы получили возможность более свободно и продуктивно заниматься своим профессиональным делом. Идеологические органы ЦК КПСС продолжали осуществлять философскую цензуру, но не столь предвзято, как прежде. Абсолютное большинство филосо-
фоб, воспитанных в основном на трудах классиков марксизма-ленинизма, стремились к дальнейшему развитию их наследия, имеющихся в нем потенций. Границы марксизма-ленинизма развивались и вообще преодолевались.
Наиболее смелые и оригинальные философы ограничились приведением только таких положений марксизма-ленинизма, которые согласовывались с их собственной позицией. Предпринятые усилия привели к сокращению разрыва, который существовал между отечественной и мировой философией.
- В.А.Канке
- Isbn 5-94010-004-х
- Назначение философии
- О смысле дальнейшего изложения
- Часть 1 история философии
- Глава 1.1 античная философия Милетская школа философии
- Школа Пифагора
- Гераклит и элеаты
- Атомисты. Левкипп и Демокрит
- Школа Сократа
- Софисты
- Аристотель
- Философия раннего эллинизма
- Неоплатонизм
- Глава 1.2 средневековая философия Историческая справка
- Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности
- Креацнонизм
- Провиденциализм. Время
- Реализм и номинализм
- Общество и природа
- Средневековая теодицея
- Глава 1.3 философия эпохи возрождения Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии
- Человек — творец, художник
- Гуманизм
- Философия Кузанского
- Глава 1.4 европейская философия XVII в. Философия Бэкона
- Философия Лейбница
- Глава 1.5. Европейская философия XVIII в.
- Глава 1.5 европейская философия XVIII в. Историческая справка
- Часть 1. История философии
- Глава 1.5. Европейская философия XVIII в.
- Ijiaod l. J
- Часть 1. История философии
- Глава 1.6
- Философия Гегеля
- Глава 1.7 от философии жизни к герменевтике Философия жизни
- Феноменология Гуссерля
- 1Iv- d I п isa/
- Герменевтика
- Глава 1.8 аналитическая философия
- Логический позитивизм
- Аналитизм. Выводы
- Глава 1.9 от структурализма к постмодернизму Структурализм
- Жак Деррида: деконструктнвизм
- Жан Лиотар: постмодернизм
- Глава 1.10 русская философия
- Историческая справка
- Философия западников
- Философия в.С.Соловьева
- Русская философия в XX в.
- Глава 1.11 восточная философия о философии Запада и Востока
- Индийская философия
- Китайская философия
- Часть 2
- Глава 2.1 учение о бытии Проблема существования
- Виды бытия
- Многообразие и единство бытия
- Пространство и время
- Глава 2.2
- Философия о природе человека
- Творчество. Интуиция
- Что есть истина?
- Понимание
- Глава 2.3
- Философия языка
- Философия практики
- Смысл человеческого бытия
- Единство истины, красоты и добра. Образование и воспитание
- Глава 2.4 философия общества и истории
- Общество и его структура
- Глава 2.5 философия природы
- Происхождение Вселенной. Уровни организации универсума
- Глава 2.6 философия науки
- Становление научной теории к рост теоретического знания
- Теоретические методы
- Наука в поисках истины
- Идеалы науки. Этика ученого
- Гл а в а 2.7 философия техники Происхождение и природа техники
- Техника и этика
- Глава 2.8 стратегия будущего Человек во Вселенной
- Курс философии в таблицах
- 100 Вопросов на понимание курса философии
- Требования (федеральный компонент) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по философии
- Тематический план
- Тема 2. Античная философия
- Тема 3. Средневековая философия
- Тема 4. Философия эпохи Возрождения
- Тема 5. Европейская философия XVII в.
- Тема 6. Европейская философии XVIII в.
- Тема 7. От философии Гегеля к диалектическому материализму
- Тема 8. От философии жизни к герменевтике
- Тема 9. Аналитическая философия
- Тема 10. От структурализма к постмодернизму
- Тема 11. Русская философия
- Тема 12. Восточная философия
- Тема 13. Учение о бытии
- Тема 14. Философская антропология и гносеология
- Тема 15. Философия символического мира человека. Человек в мире культуры
- Тема 16. Философия общества и истории
- Тема 17. Философия природы
- Тема 18. Философия науки
- Тема 19. Философия техники
- Тема 20. Стратегия будущего
- Литература*
- Словарь-указатель
- 131, 264
- 162, 165
- Оглавление
- Глава 2.5. Философия природы 241
- Глава 2.6. Философия науки 249