logo search
uchebnik_Filosofia_V_A_Kanke

100 Вопросов на понимание курса философии

К введению

1. Уступает ли философия науке в рациональности?

2. Уступает ли философия искусству в образности?

3. Уступает ли философия религии в нравственном отношении?

4. Обладает ли философия практической действенностью?

5. В каком отношении философия превосходит науку, искусство и религию?

К главе 1.1

6. Вопреки мнению натурфилософов все существующее не состоит из первовеще-ства. Между тем в утверждениях натурфилософов содержатся элементы гениальных прозрений. Каковы они?

7. В чем состоит основное достижение школы Пифагора?

8. Свидетельствуют ли апории Зенона о том, что элеаты глубже других понимали природу вещества, пространства и времени?

9. Чьим детищем является атомарная гипотеза — философов или физиков? Чем отличается древний атомизм от современного?

10. В споре софистов и сократиков на чьей стороне находятся ваши симпатии и почему?

11. Гениален ли Платон как философ? Если да, то в чем?

12. По мнению К.Поппера, философия Платона вредна для демократического общества. Справедливо ли это мнение?

13. Аристотель видел источник движения в форме, эйдосе. Согласны ли вы с ним?

14. Достоин ли Аристотель Нобелевской премии? Если да, то в силу каких оснований?

15. Античные стоицизм, эпикуреизм, скептицизм — какое учение вам более симпатично? Почему?

16. В чем состоит жизненность неоплатонизма?

К главе 1.2

17. Каковы философские истоки теоцентризма?

18. Каковы философские истоки монотеизма?

19. Имеет ли креационизм научное обоснование?

20. Каковы достоинства средневекового символизма?

21. Почему и поныне не утихает спор между номиналистами и реалистами?

22. В чем состоит философский смысл заповедей Христа?

23. Действительно ли в средние века философия была служанкой богословия?

24. Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность?

К главе 1.3

25. Почему доминирующим аспектом возрожденческой философии является эстетическое?

26. Действительно ли главным принципом возрожденческой философии является антропоцентризм?

27. Каковы философские истоки ренессансного гуманизма?

28. Кузанский объединял религиозные и математические прозрения. Состоятельно ли такое объединение?

29. Каковы сильные стороны философии Дж.Бруно?

К главам 1.4, 1.5

30. Каковы общие черты философии Бэкона и Декарта?

31. Каково философское значение открытий Галилея и Ньютона?

32. Каковы философские основания юридического мировоззрения Нового времени?

33. В чем состоит главный принцип трансцендентального идеализма Канта?

К главе 1.6

34. В чем вы видите основные достоинства идеализма Гегеля?

35. В чем вы видите основные достоинства философии Маркса?

36. В какой степени состоятельна диалектика?

К главе 1.7

37. Каковы достоинства философии жизни?

38. Преодолел ли экзистенциализм психологизм философии жизни?

39. Каков механизм феноменологического метода?

40. Что является для феноменологов более значимым — мир переживаний или язык и практика?

41. Чем отличается герменевтика бытия от герменевтики сознания?

42. В чем заключается новаторство герменевтиков?

К главе 1.8

43. Каковы основания логического поворота в философии XX в.?

44. Проверяем ли принцип верификации?

45. Является ли принцип фальсификации более философски значимым, чем принцип верификации?

46. Каковы основания лингвистического поворота в философии XX в.?

К главе 1.9

47. Какие отношения (структуры) характерны для студенческой группы, к которой вы принадлежите?

48. Почему именно естественный язык рассматривается философами в качестве образцовой знаковой системы?

49. Прав ли Фуко, настаивая на том, что становление и рассеяние социальных упорядоченностей происходит в дискурсивных практиках?

50. Какой потенциал доминирует в методе деконструирования Деррида — созидательный или разрушительный?

51. Какие культурные явления нашли свое выражение в философии постмодернизма?

К главе 1.10

52. Каковы общие черты философии славянофилов и западников?

53. Сохранила ли свою актуальность философия всеединства?

54. Кто из русских философов внес максимальный вклад в мировую философию?

55. Каковы характерные черты русской философии?

К главе 1.11

56. Каковы характерные черты индийской философии?

57. Каковы характерные черты китайской философии?

58. В каком смысле происходит интеграция философии Запада и Востока?

59. Как выясняют, что именно * ***** 2J

60. Что такое развитие? ° Существ^?

61. Что такое время?

62. Какие закономерности Raw„<>

И важнее, динамические или статические?

63. Чем является психическое- н« * ***** **

64. Какова природа понятий? Нематериальным· идеальным или символическим?

И'. к:гв;л:^яномсеттиаязык °т °бъе™ ™?

67. Каковы особенности ™герента°* концепции истины?

* В свете роста ^^^^^^^ ____?

£Αΐ;^«~^«~««,

71. В чем состоит та'йна красоты" °™ °Т КУЛЬТУРЫ?

72. Что есть добро?

£Й^=ГГЖ2=Г

Й:Й:Г=^ГГ-Г"Г;™-

П. В „е„ смтоиг с„ы„ S;™',1"""*"»» "W"

SpS5=SSsr«i-«

SO. Каковы философские истоки ™*

истоки экологических бед человечества?

81. Каковы основные ценности на^Г *'*

82. Нагружено ли эмпирическое ™Г

83. Каковы основные этаГы nDOUP те°Рече<=ким·.'

84. В чем состоит смысл ^ГзТцТйГ™7

85. Каковы характерные чепты я

86. Каковы характерные че£ш **СИОМатическ°г° ^ода?

87. Каковы характерные чеоты "Шотетик°-ДеДУ'<™вного метода?

88. Каковы идеалы наукиТ прагматического метода?

89. Стоит ли наука вне этики?

90. Каково соотношение техники l %£?

91. Как проводится оценка техники? 9Λ Каковы основные этически? пп

93. Каковы основные черты инЛо^НЦИПЫ инженеРного отношения к миру?

94. В чем состоит смысл piTJ^S?™0™ ^07

ализуемого в компьютерной культуре изоморфизма?

95. В какой степени предсказуемой ""* **

ний? Реджаауемо будущее в свете синергетических представлю

96. Какие императивы вы считаете актуальными в свете проблематики глобальных идей?

97. Каковы, в вашем понимании, идеалы будущего?

К заключению

98. К какому философскому направлению принадлежите вы?

99. Каковы пути преодоления кризисных черт философии?

100. Спасет ли философия мир?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Советы студентам

1. Воспользуйтесь счастливым случаем и изучите философию, серьезно и основательно. Изучая философию, вы быстро убедитесь, что ей нет альтернативы, заменить ее нечем.

2. Крайне полезно иметь представление об учебнике в целом, ибо каждая глава приобретает присущий ей законченный смысл лишь в рамках целого. Поэтому постарайтесь как можно раньше ознакомиться, пусть в предварительном порядке, со всем содержанием учебника. Просмотрите оглавление, попытайтесь понять его логику, чаще читайте или даже просто листайте учебник. К книге надо привыкнуть, знать ее интересные и неинтересные страницы.

3. При подготовке к учебным занятиям сначала бегло ознакомьтесь с содержанием очередной главы, а затем приступайте к тщательной проработке материала.

4. Читайте учебник абзацами. Прочитайте абзац, задумайтесь, выделите его главное положение, выработайте свое личное отношение к нему.

5. Обращайте особое внимание на самые главные положения. Вновь и вновь возвращайтесь к их осмыслению. Стремитесь выразить идею кратко, одним-двумя предложениями, но в то же время постарайтесь обнаружить как можно больше ее проявлений. Краткость является сестрой таланта лишь тогда, когда она объемлет собой многое.

6. Изучая философию, стремитесь к открытости, основательности и своеобразной исповедальности. Не прячьте себя от других, вступайте в дискуссию. Философская пассивность обернется в конечном счете ненужными потерями.

7. Познавайте себя, добивайтесь философского самосознания. Разумеется, полезно составлять себе представление и о философском уровне других. Это позволит вам, как говорится, знать цену и себе и другим, облегчит ваши контакты с товарищами.

8. Учитесь философствовать, философствуйте каждый день — это недостаточное, но необходимое свойство человека с высшим образованием. Впрочем, философия самодостаточна также и вне высшего образования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5