Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ж.-ж. Руссо).
В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности, отвечающее запросам времени и систему гуманистического воспитания молодёжи. В области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни равенство всех людей перед законом, концепция естественных прав человека. Основные аспекты эпохи Просвещения:
1. Вместо основных религиозных догматов на первое место выходит разум.
2. Идея атеизма.
3. Прагматичность – исследует человека с позиции полезности для общества.
4. Наука и прогресс.
5. Просветительство граждан.
Данные аспекты получили наибольшее развитие в философских системах английских мыслителей Т. Гоббса и Дж. Локка.
Т. Гоббс (1588 – 1679). Выделил одну из главных проблем – проблема государства, законности, мира и порядка в нем, которую он рассматривал в работах «О гражданине» и «Левиафан».
Гоббс различал два состояния общества: естественное и гражданское. В естественном, т.е. догосударственном состоянии люди действуют согласно законам природы, подчиняясь своим страстям, с возникновением первенства появляется принцип «война всех против всех, где не может быть победителей». В представлении Гоббса государство – это мифическое чудовище Левиафан: его душа – власть, его кровь – деньги. Революция – это смерть государства. После его смерти немедленно появляется новый Левиафан, т.к. человечество не может существовать без него. Организация государственной власти по Гоббсу может быть различной: монархия, аристократия, демократия. Главное, чтобы власть в государстве была суверенной и единой, поэтому Гоббс считал монархию лучшей формой правления. Он описал теорию общественного договора, согласно которой возникновение государства и права являются результатом сознательно заключенного договора между людьми.
Дж. Локк (1632 – 1704). В своем произведении «2 трактата о государственном правлении» опубликованном в Англии, когда там утверждалась конституционная монархия, развивает учение об общественном договоре. Он исходит из естественного состояния общества, которое он изображает как царство свободы и равенства, в котором люди свободно располагают своей личностью, имущество и все имеют равные права. Таким образом, к основным неотчуждаемым естественным правам человека Дж. Локк относит три права: на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом. Государство возникает из необходимости защищать свободу и собственность Локк первым обосновал идею разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную. В своем трактате он ставит вопрос о возможности сопротивления суверену (правителю), когда он злоупотребляет своим положением, тогда подданные в праве отказаться от общественного договора. Заключая общественный договор, государство получает от граждан столько власти, сколько необходимо и достаточно для защиты жизни, свободы и собственности граждан. Социально-политические идеи Т. Гоббса и Дж. Локка оказали огромное влияние на общественно политическую мысль европейского Просвещения, которая получила развитие в трудах Ш. Монтескье и Ж. Ж. Руссо.
Ш. Монтескье в работе «О духе законов» первым определил классический принцип разделения властей, исходя из учений Дж. Локка, который включает в себя законодательную, исполнительную и судебную власть, где ветви власти взаимодействуют между собой и уравновешивают друг друга.
Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778). Исходя из идеи о естественном состоянии людей, Руссо считал первобытное общество «золотым веком» человечества, где господствовали свобода, равенство, общественная собственность. Гены человечества начались с возникновения частной собственности, которая привела к экономическому и социальному неравенству. В целях смягчения первенства Руссо предлагал ввести прогрессивный налог, ограничить переход имущества и капитала по наследству, освободить от налогов тех землевладельцев, которые имеют лишь самые необходимые средства труда.
Билет № 18
- 1. Образы философии в истории культуры.
- Билет № 2
- 2. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- Понятие мировоззрения, его структура.
- Билет № 4
- Предмет философии и его историческая динамика.
- Билет №5
- Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.
- 1Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.
- Билет №7
- Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал (философия досократиков).
- Билет № 8
- Билет № 35 Законы и категории диалектики
- Билет № 36 Онтология как философское учение о бытии.
- Билет № 37
- Билет №38
- Проблема антропогенеза в философии и науке.
- Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.
- Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан).
- Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии (апологетика, патристика).
- Схоластика и ее систематизация в философии ф. Аквинского.
- Гуманизм философской мысли Возрождения.
- Социально-политические идеи Возрождения (т. Мор, т. Кампанелла).
- Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре (ф. Бэкон, р. Декарт).
- Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ж.-ж. Руссо).
- Идея «гносеологической революции» и критическая философия и. Канта.
- Диалектическая философия г. Гегеля. И антропологический материализм л. Фейербаха.
- Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве а. Шопенгауэра, с. Кьеркегора, ф. Ницше.
- Основные черты марксистской философии.
- Билет № 23
- Основные исторические формы позитивистской философии.
- Религиозная философия: неотомизм.
- Философские концепции экзистенциализма.
- Аналитическая философия.
- Основные положения аналитической философии:
- Основные идеи феноменологии.
- Принципы диалектики
- Понятие и основные функции науки.
- Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- Определение общества.
- Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- Традиции и новации в динамике культуры.
- Религия как форма духовного освоения реальности.
- .Искусство как форма духовного освоения реальности.
- Глобальные проблемы современности.
- Приоритеты философии в новом тысячелетии.