Религиозная философия: неотомизм.
Одним из основных направлений философской мысли современности является религиозная философия. Следует различать предметное поле религиозной философии и философии религии. Предметом философии религии является осмысление религии на ряду с такими феноменами культуры как наука, искусство и постижение религии с помощью разума. Предметом религиозной философии выступает Священное Писание, где приоритетным началом выступает вера, а не разум.
Неотомизм - течение в современной католической философии, в основе которого учение Фомы Аквинского (1227-1274). Получил статус официальной философской доктрины Ватикана после опубликования в 1879г. Неотомизм формирует религиозно-нравственные ценности общества:
1. Человек непросто орудие производства, а личность, где приоритет отдается общечеловеческим ценностям.
2. Труд – средство самовыражения личности, поэтому проблема преодоления безработицы актуальна для общества.
3. реализация развития человечества по «3-му пути» лежащему между «капиталистическим индивидуализмом» и «марксистским» коллективизмом движение человека к внутренне присущей ему цели.
4. Человек высшая ценность, поэтому идеи солидарности единения всех рас и культур к справедливости одна из целей религиозной политики неотомизма.
Социальные и теологические идеи неотомизма развивал Папа Римский, который за свою религиозную и социальную деятельность признан человеком тысячелетия.
Социальная концепция Иоанна Павла II:
1. Личность – уникальное творение, нужно уважать ее индивидуальность.
2. Общество может изменяться только вместе с изменением личности, важно обеспечить ей свободу.
3. Материальные ценности должны быть подчинены духовным.
4. Причины воин и конфликтов в материальных претензиях государств.
5. Образцы общества – это африканская цивилизация и христианский образ жизни, где нет больших материальных претензий, развито чувство братства.
6. Сторонник экуменизма – сближение всех христианских церквей и диалог с атеистами.
7. Публично извинился за жертвы инквизиции и варварство крестовых походов, осудил существование индульгенции в истории католицизма.
Возрождение философии неотомизма может послужить преодолением противостояния между поклонениям науке и религиозным противостоянием и будет способствовать единению человечества.
Одним из важных направлений в современной религиозной мысли является неопротестантизм. Основными формами является:
1. Теология кризиса К. Барта.
2. Экзистенциональная теология П. Теллиха.
3. Демифологизация Р. Бультмана
4. Теология «мертвого Бога», протестантский авангардизм Т. Альтера и Дж. Робинсона.
Идеи неопротестантизма:
1. Все попытки овладения религией через интеллектуальные или культурные формы безнадежны.
2. Религия – это свод законов общения с Богом, а вера – внутреннее состояние человека. Они должны быть противопоставлены.
3. Познание религии и Бога – это путь самопознания человека, вера – это путь освобождения от страха жизни.
4. Бог – первооснова мира, где задача неопротестантизма – создание теологии, которая должна с позиции веры объяснить все явления жизни.
Билет №25
- 1. Образы философии в истории культуры.
- Билет № 2
- 2. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- Понятие мировоззрения, его структура.
- Билет № 4
- Предмет философии и его историческая динамика.
- Билет №5
- Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.
- 1Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.
- Билет №7
- Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал (философия досократиков).
- Билет № 8
- Билет № 35 Законы и категории диалектики
- Билет № 36 Онтология как философское учение о бытии.
- Билет № 37
- Билет №38
- Проблема антропогенеза в философии и науке.
- Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.
- Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан).
- Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии (апологетика, патристика).
- Схоластика и ее систематизация в философии ф. Аквинского.
- Гуманизм философской мысли Возрождения.
- Социально-политические идеи Возрождения (т. Мор, т. Кампанелла).
- Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре (ф. Бэкон, р. Декарт).
- Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ж.-ж. Руссо).
- Идея «гносеологической революции» и критическая философия и. Канта.
- Диалектическая философия г. Гегеля. И антропологический материализм л. Фейербаха.
- Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве а. Шопенгауэра, с. Кьеркегора, ф. Ницше.
- Основные черты марксистской философии.
- Билет № 23
- Основные исторические формы позитивистской философии.
- Религиозная философия: неотомизм.
- Философские концепции экзистенциализма.
- Аналитическая философия.
- Основные положения аналитической философии:
- Основные идеи феноменологии.
- Принципы диалектики
- Понятие и основные функции науки.
- Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- Определение общества.
- Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- Традиции и новации в динамике культуры.
- Религия как форма духовного освоения реальности.
- .Искусство как форма духовного освоения реальности.
- Глобальные проблемы современности.
- Приоритеты философии в новом тысячелетии.