Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан).
Важнейшей теоретической проблемой противоположной по духу и сути её решения для 2 культурных парадигм является соотношение веры и разума.
Греческая философия идеалом сделала знания. Познания – это исключительная добродетель, через неё реализуется сущность мира и человека. Религиозное мировоззрение призывает человека подняться над наукой, разумом, интеллектом и стремится обосновать познавательную ценность веры. Содержательной концепции соотношения разума и веры представлены в сочинениях А. Августина, Тертуллиана.
Общая позиция Тертуллиана состояла в том, что философия абсолютно чужда христианству. Человек должен жить более просто, не прибегать к излишнему мудрствованию. Он должен обратиться к естественному состоянию через христианскую веру, аскетизм и самопознание. А. Августин. Работы «Ограде Божьем и граде земном», «О святой троице». Его сочинения оказали сильно влияние на формирование западноевропейской средневековой мысли. Проблема Бога и отношение его к миру выступает первой основной проблемой созданного им философского учения. По Августину Бог сверхприродное существо, но не безликое, а представляющее собой личность сотворившую всё сущее. Размышляя о творении мира Богом, Августин пришёл к проблеме вечности и времени. Время не существовало до появления вещей, до творения мира, а возникло в результате божественного творения и вместе с тем Августин, провозгласил теологическую формулу о превосходстве веры перед разумом. «Верь, чтобы понимать» т.е. вера должна предшествовать пониманию. В работе «О граде Божьем и о граде земном» он противопоставил земному «греховному», светскому граду «град Божий», т.е. всемирное господство церкви, обосновал социальную концепцию превосходства теологического государства над светским.
К. Александрийский – «Повещевание язычникам» и три книги «Педагог», которые содержат нравственные учения, 8 книг «Строматы», содержащие учёные записки относительно философии. Он говорил, что философия полезна для развития теологии как подготовительная дисциплина и возможно была непосредственно дана грекам как детоводителям эллинизма Христу, приготовления человека к встрече с совершенной личностью Христа. «Нет веры без знаний и знаний без веры». Наука есть ступень к высшему знанию, а философия является техникой мысли, стремящаяся к вере.
Билет № 11
-
Содержание
- 1. Образы философии в истории культуры.
- Билет № 2
- 2. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- Понятие мировоззрения, его структура.
- Билет № 4
- Предмет философии и его историческая динамика.
- Билет №5
- Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.
- 1Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.
- Билет №7
- Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал (философия досократиков).
- Билет № 8
- Билет № 35 Законы и категории диалектики
- Билет № 36 Онтология как философское учение о бытии.
- Билет № 37
- Билет №38
- Проблема антропогенеза в философии и науке.
- Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.
- Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан).
- Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии (апологетика, патристика).
- Схоластика и ее систематизация в философии ф. Аквинского.
- Гуманизм философской мысли Возрождения.
- Социально-политические идеи Возрождения (т. Мор, т. Кампанелла).
- Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре (ф. Бэкон, р. Декарт).
- Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ж.-ж. Руссо).
- Идея «гносеологической революции» и критическая философия и. Канта.
- Диалектическая философия г. Гегеля. И антропологический материализм л. Фейербаха.
- Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве а. Шопенгауэра, с. Кьеркегора, ф. Ницше.
- Основные черты марксистской философии.
- Билет № 23
- Основные исторические формы позитивистской философии.
- Религиозная философия: неотомизм.
- Философские концепции экзистенциализма.
- Аналитическая философия.
- Основные положения аналитической философии:
- Основные идеи феноменологии.
- Принципы диалектики
- Понятие и основные функции науки.
- Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- Определение общества.
- Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- Традиции и новации в динамике культуры.
- Религия как форма духовного освоения реальности.
- .Искусство как форма духовного освоения реальности.
- Глобальные проблемы современности.
- Приоритеты философии в новом тысячелетии.