logo
шпоры по философии

Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан).

Важнейшей теоретической проблемой противоположной по духу и сути её решения для 2 культурных парадигм является соотношение веры и разума.

Греческая философия идеалом сделала знания. Познания – это исключительная добродетель, через неё реализуется сущность мира и человека. Религиозное мировоззрение призывает человека подняться над наукой, разумом, интеллектом и стремится обосновать познавательную ценность веры. Содержательной концепции соотношения разума и веры представлены в сочинениях А. Августина, Тертуллиана.

Общая позиция Тертуллиана состояла в том, что философия абсолютно чужда христианству. Человек должен жить более просто, не прибегать к излишнему мудрствованию. Он должен обратиться к естественному состоянию через христианскую веру, аскетизм и самопознание. А. Августин. Работы «Ограде Божьем и граде земном», «О святой троице». Его сочинения оказали сильно влияние на формирование западноевропейской средневековой мысли. Проблема Бога и отношение его к миру выступает первой основной проблемой созданного им философского учения. По Августину Бог сверхприродное существо, но не безликое, а представляющее собой личность сотворившую всё сущее. Размышляя о творении мира Богом, Августин пришёл к проблеме вечности и времени. Время не существовало до появления вещей, до творения мира, а возникло в результате божественного творения и вместе с тем Августин, провозгласил теологическую формулу о превосходстве веры перед разумом. «Верь, чтобы понимать» т.е. вера должна предшествовать пониманию. В работе «О граде Божьем и о граде земном» он противопоставил земному «греховному», светскому граду «град Божий», т.е. всемирное господство церкви, обосновал социальную концепцию превосходства теологического государства над светским.

К. Александрийский – «Повещевание язычникам» и три книги «Педагог», которые содержат нравственные учения, 8 книг «Строматы», содержащие учёные записки относительно философии. Он говорил, что философия полезна для развития теологии как подготовительная дисциплина и возможно была непосредственно дана грекам как детоводителям эллинизма Христу, приготовления человека к встрече с совершенной личностью Христа. «Нет веры без знаний и знаний без веры». Наука есть ступень к высшему знанию, а философия является техникой мысли, стремящаяся к вере.

Билет № 11