Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве а. Шопенгауэра, с. Кьеркегора, ф. Ницше.
Основоположником европейского иррационализма является Артур Шопенгауэр (1788—1860), системно изложивший свои воззрения в труде "Мир как воля и представление" (1818). Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление. Воля — это абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая по своей природе сила, созидающая мир и человека. Человек является рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ни было его существование. Она заманивает индивида призраками счастья и такими соблазнами, как, например, сексуальное наслаждение. На самом же деле человек имеет для воли лишь косвенное значение, так как служит средством для ее сохранения. У человека есть только один выход — погасить в себе волю к жизни. Эту истину, по мнению Шопенгауэра, открыли еще древнеиндийские мудрецы, выразившие ее в буддистском учении о нирване. Воля – основа мира, она пронизывает существование каждой вещи, определяющих структуру наших представлений. Согласно Шопенгауэру, человек может вырваться из тисков воли. Ему может помочь в этом искусство. Особое внимание Шопенгауэр уделяет возвышенному. Возвышенное – сложная гамма чувств, возникающих при встрече с чем-то безграничным. Субъект уже не ощущает себя центром мира, а появляется предчувствие единства с миром, что возвышает человека. Возвышенное приближает нас к первоосновам мира. существует два вида возвышенного: математическое и динамическое.
Математическое возвышенное – эстетическое восприятие пространства и времени, переживания вечности и бесконечности.
Динамическое возвышенное – переживание природных стихий. Эстетический эффект возникает в результате осознания двойственности человека как выразителя воли и одновременно – созерцание мира как представления.
Одним из ярчайших представителей европейского философского иррационализма был немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844—1900). Жизнь Ницше рассматривал как "волю к власти". Все живое, согласно философу, стремится к власти, неравенство же сил создает естественную дифференциацию. Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие, согласно Ницше, есть кристально чистое проявление прирожденной воли человека к власти. Главную причину краха современной ему цивилизации философ видел в засилии интеллекта, в превалировании его над волей. Там, где интеллект возвышается над волей, она обречена на неминуемое разложение. Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти.
Ницше пытался разорвать границы чисто теоретического познания и ввести в него в качестве регулятора практическую жизнь. Однако этот регулятор оказался не чем иным, как инстинктивной деятельностью, направляемой слепой иррациональной волей к власти.
Ницше одним из первых сказал о наступлении нигилизма, т.е. времени, когда христианский Бог утратил свою значимость для европейской культуры. Назначение отрезвленного нигилизмом европейского человека мыслитель видел в том, чтобы мужественно восторжествовать над остатками иллюзий.
Датский философ Сёрен Къеркегор (1813-1855). Основные работы «Страх и трепет», «Болезнь смерти», «Или-или», «Повторение». Он противопоставляет себя рационалистической философской традиции, олицетворенной для него в философии Гегеля, которая, по его мнению, сосредоточена на общих отвлеченных сущностях, общих понятиях. На место рационального постижения мира Кьеркегор ставит переживание, экзистенцию, или существование, которые игнорировались прежней философией.
Экзистенция – индивидуальность человеческого существования, основными параметрами которой являются свобода, возможности выбора, страз и отчаяние. Страх характеризует отношение человека с миром, он неотделим от человеческой жизни. Прежде всего это страх перед возмездием за содеянное, страз за собственное совершенство, болезнь греха и ощущение его неизбежности. Отчаяние – взаимоотношения человека с самим собой, состояние вины, состояние внутреннего непринятия себя. Отчаяние – основа для свободного выбора и только через отчаяние человек может выбрать себя в своем высшем значении. В экзистенции человека Кьеркегор выделяет эстетическую, этическую и религиозную стадии. Только на религиозном уровне человек не подчиняется всеобщему закону, а вступает в прямое общение с Богом как подлинным абсолютом, делает прыжок в веру, выдвигая на место диалектической логики экзистенцию – полную диалектику или «диалектическую лирику». Через веру человек делает свой выбор в состоянии экзистенционального отчаяния. Вера одновременно является высшим наслаждением и мучением. Отсюда уместность парадокса и абсурда философии Кьеркегора.
Для постклассической философии Шопенгауэра характерна философия страдания и любви, Кьеркегора – философия веры, Ницше – философия надежды. В их концепциях раскрываются контуры нового мира, мира, где живет и мыслит свободный человек.
Билет №21
- 1. Образы философии в истории культуры.
- Билет № 2
- 2. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- Понятие мировоззрения, его структура.
- Билет № 4
- Предмет философии и его историческая динамика.
- Билет №5
- Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.
- 1Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.
- Билет №7
- Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал (философия досократиков).
- Билет № 8
- Билет № 35 Законы и категории диалектики
- Билет № 36 Онтология как философское учение о бытии.
- Билет № 37
- Билет №38
- Проблема антропогенеза в философии и науке.
- Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.
- Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан).
- Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии (апологетика, патристика).
- Схоластика и ее систематизация в философии ф. Аквинского.
- Гуманизм философской мысли Возрождения.
- Социально-политические идеи Возрождения (т. Мор, т. Кампанелла).
- Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре (ф. Бэкон, р. Декарт).
- Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ж.-ж. Руссо).
- Идея «гносеологической революции» и критическая философия и. Канта.
- Диалектическая философия г. Гегеля. И антропологический материализм л. Фейербаха.
- Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве а. Шопенгауэра, с. Кьеркегора, ф. Ницше.
- Основные черты марксистской философии.
- Билет № 23
- Основные исторические формы позитивистской философии.
- Религиозная философия: неотомизм.
- Философские концепции экзистенциализма.
- Аналитическая философия.
- Основные положения аналитической философии:
- Основные идеи феноменологии.
- Принципы диалектики
- Понятие и основные функции науки.
- Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- Определение общества.
- Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- Традиции и новации в динамике культуры.
- Религия как форма духовного освоения реальности.
- .Искусство как форма духовного освоения реальности.
- Глобальные проблемы современности.
- Приоритеты философии в новом тысячелетии.