logo
шпоры по философии

Билет №38

Философское понятие природы.

Природа в предельно широком смысле определяется как совокупность всего сущего от человека до космоса в целом, т.е. весь мир в его многообразии. Поэтому эквивалентными понятиями природы являются Вселенная, Универсум, Бытие.В узком смысле под природой понимается совокупность объектов исследования естественных наук. Природа – это естественная среда обитания человека. К. Маркс в работе «Капитал» характеризует природу (землю, воду, недра) как место и сферу трудовой деятельности человека, первоначальный арсенал его средств труда и кладовую продуктов питания. К. Маркс выделяет в естественной среде обитания две группы явлений:

1. Естественные источники средств жизни (дикие растения, животные плоды)

2. Естественное богатство, которое является предметами труда (уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра)

Взаимодействие общества и природы в различные эпохи.

В период античности природа трактовалась как совершенный космос противоположный хаосу. Человек и природа выступают здесь единым целым.

В средневековой культуре с утверждением христианства природа мыслится как результат творения бога и нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку считалось, что только человек обладает божественным началом, бессмертной душой и волей.

В эпоху Возрождения природа трактуется как источник радости и наслаждения. Возрождается античный идеал толкования природы как воплощение гармонии и совершенства, единение человека и природы.

В Новое время природа начинает рассматриваться как объект экспериментирования человека, как костная инертная масса и сила, требующая покорения и подчинения разумным человеком. Ф. Бэкон эту идею господства над природой выразил фразой «Знания – сила» и природа стала объектом технологической эксплуатации, что приводит к разрыву связей между человеком и природой.

Новое понимание культурных традиций позволяет выделить следующие модели взаимодействия человека и природы:1. Мифологическая,2. Научно-технологическая,3. Идеологическая

Взаимодействие общества и природы и философские проблемы экологии.

Экология – наука, изучающая взаимодействие организма со средой обитания, где человеческая деятельность является основным фактором динамики природных процессов.

В условиях развития НТП человек столкнулся с целым рядом глобальных проблем, которые разрушают коэволюционные отношения человека с природой. Сегодня речь идет о синтезе становления эволюции ноосферы с основополагающими концепциями культуры и этики. Основные этические принципы «благоговение перед жизнью» были сформированы в 1915 году А. Швейцером в работе «Культура и этика».

Основные предпосылки преодоления глобальных проблем:

1. Развертывание информационной биотехнологической революции как технико-технологической основы возможного выхода из кризисной ситуации.

2. Утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной рыночной экономики, социальной защищенности граждан с элементами конвергенции.

3. становление принципа ненасилия и демократического согласия во внутренней и внешней политике групповых и межличностных отношений.

4. Объединительные процессы духовной жизни, как в религиозном, так и в светском варианте.

5. Межэтническая и межкультурная интеграция заимствования культурных достижений народов и диалог культур и цивилизаций.

6. Интеллектуальная революция и поиск выхода их экономического, экологического и социального кризисов.

Билет №39

Учение о человеке в структуре философского знания.

В древнеиндийской, древнекитайской, античной философии проблема человека являлась основной в философских исследованиях. Единственный путь философской реконструкции проблемы человека – это описание мира человеческого бытия

В 20 веке окончательно утрачивает мир качество монолитности, становится мозаичным, человеку все труднее связать себя с определенной системой внешних обстоятельств. Основоположник философской антропологии М. Шелер писал «Наша эпоха оказалась за примерно десятитысячилетнюю историю первой, когда человек стал целиком и полностью «проблематичен», когда человек больше не знает, что он такое и одновременно также знает, что не знает этого».

В классической философии существует триединая модель человека, которая рассматривает его как тело, душа, дух.

Идея тела в философии выступает как более широкое понятие по сравнению с биологической природой человека. Дух и духовность включают в себя дополнительные смысловые нагрузки, связанные с нравственностью и системой ценностей. Душа – это особая жизненная энергия тела, которая будучи бессмертной очерчивает сроки земного существования человека.

Сфера бытия духа – это основа человеческой культуры, смыслов, идеалов. Два самых популярных определения человека, принадлежащих Аристотелю: «Человек – это разумное животное» и «Человек – это полезное животное».

Основные характеристики феномена человека – это индивид, индивидуальность, личность.

Индивид – это человек как отдельно взятый представитель человеческого рода в целом.

Индивидуальность – совокупность уникальных черт личности, отличающих ее от других и определение неповторимости ее характера и судьбы.

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, на­выков, ценностей, целей.

Основные стратегические интерпретации человека в философии следующие:

1. Натуралистическая

2. Экзистенциально-персоналистическая

3. Рационализаторская

4. Социологизаторская

Согласно натуралистической концепции человек развивается как элемент природы, подчиненный единым с природой законом функционирования, где предпочтение отдается биологизаторским факторам человека.

Экзистенциально-персоналистическая концепция показывает способность человека реализации собственного «Я», свободы выбора и преобразования как внешнего мира, так и духовного состояния человека. Ценность отдельной личности в христианском персонализме обуславливает ее свободу выбора и стремление к абсолюту, богу.

Для рационализаторской концепции сущностной особенностью человека является наличие у него разума, сознания, где в основе заложена идея Р. Декарта «Мыслю, значит существую».

В социлогизаторской модели разум выступает, как и человек не столько биологическим, сколько социальным продуктом. Индивид становится человеком в обществе, где в процессе социализации формируется его духовно-нравственные качества, индивидуальность и деятельность.

Билет №40