logo
шпоры по философии

Основные истори­ческие формы позитивистской философии.

В центре внимания позитивизма всегда находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Позитивизм пережил три основные этапа своей эволюции. Первая историческая форма позитивизма (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер) возникла в 30—40 гг. XIX в. Конт и его последователи попытались осмыслить противоречие между наукой того времени и философией, претендовавшей на роль "науки наук".

Основоположник позитивизма О. Конт обосновал свою концепцию науки 3 основными законами:

1. Закон трех стадий, отражающий этапы человеческого познания мира: теологической стадии, где человек объясняет мир с помощью сверхъестественных сил Бога; метафизической стадии, где мир объясняется с помощью первоначал, первосущностей; позитивной стадии развития познания, где ведущая роль принадлежит науке. Их последующая смена определяет прогресс человечества.

2. Закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Его смысл заключается в том, чтобы гипотезы опирались на опыт и имели положительную проверку.

3. Энциклопедический закон проявился в классификации основных наук. О. Конт разработал учение об обществе, социологию. Классический позитивизм развивал науки, определил методологические идеалы: необходимость опоры на опыт; описательную трактовку знаний; индукция как способ мышления; тенденцию к объединению знания и классификацию наук.

Принципы позитивизма:

1. Философское знание должно бать точным и достоверным.

2. При познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения науки.

3. Основной путь достижения знания – эмпирическое наблюдение.

4. Философия должна исследовать факты, а не причины.

5. Философия должна прекратить диктат другим наукам.

Революция в естествознании на рубеже XIX—XX вв. вновь поставила вопрос о месте философии в системе знаний и отвергла ответ, предлагавшийся Контом. Возникает вторая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм,(Э. Мах, Р. Авенариус). Главные принципы эмпириокритицизма:

1. Принцип «корреляции», или «координации», т.е. соотношение связи субъекта и объекта в процессе познания. Научное знание зависит в своем содержании от субъекта познания, ибо он реально имеет дело в опыте только со своими ощущениями.

2. Принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий.

3. Принцип экономии мышления, где необходимо ограничить научное знание эмпирическим материалом.

Постпозитивизм. Наиболее яркими представителями являются К. Поппер – концепция критического реализма, И. Лакотос – концепция научно-исследовательских программ, Т. Кун – теория исторической динамики науки.К. Поппер основатель постпозитивизма. Работа «Логика научного исследования» предложил заменить принцип верификации принципом фальсификации.Т. Кун в работе «Структура научных революций» раскрывает концепцию исторической динамики научных знаний и вводит в научный оборот понятии парадигма.

Основные принципы постпозитивизма:

1. Наука не только система научных знаний, но и дает различным научным сообществам, группам ученых, обладающих сходной научной подготовкой, признающих общий фундамент, единство в понимании идеалов, норм и целей научного исследования.

2. Методологической основой профессиональной деятельности научного сообщества выступает парадигма – особая система научнотеоретических, методологических, философских, базисных знаний, объединяемых учеными в то или иное сообщество.

3. Эволюция науки представляет собой чередование двух основных этапов «нормальной науки» и «научной революции». На первом этапе в науке господствует определенная парадигма, которая подтверждается фактами. Рано или поздно в эмпирическом исследовании появляются аномальные факторы, которые не укладываются в теоретическую схему действия парадигмы и тогда происходит научная революция, которая приводит к смене прежних идеалов.

Билет № 24