Основные исторические формы позитивистской философии.
В центре внимания позитивизма всегда находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Позитивизм пережил три основные этапа своей эволюции. Первая историческая форма позитивизма (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер) возникла в 30—40 гг. XIX в. Конт и его последователи попытались осмыслить противоречие между наукой того времени и философией, претендовавшей на роль "науки наук".
Основоположник позитивизма О. Конт обосновал свою концепцию науки 3 основными законами:
1. Закон трех стадий, отражающий этапы человеческого познания мира: теологической стадии, где человек объясняет мир с помощью сверхъестественных сил Бога; метафизической стадии, где мир объясняется с помощью первоначал, первосущностей; позитивной стадии развития познания, где ведущая роль принадлежит науке. Их последующая смена определяет прогресс человечества.
2. Закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Его смысл заключается в том, чтобы гипотезы опирались на опыт и имели положительную проверку.
3. Энциклопедический закон проявился в классификации основных наук. О. Конт разработал учение об обществе, социологию. Классический позитивизм развивал науки, определил методологические идеалы: необходимость опоры на опыт; описательную трактовку знаний; индукция как способ мышления; тенденцию к объединению знания и классификацию наук.
Принципы позитивизма:
1. Философское знание должно бать точным и достоверным.
2. При познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения науки.
3. Основной путь достижения знания – эмпирическое наблюдение.
4. Философия должна исследовать факты, а не причины.
5. Философия должна прекратить диктат другим наукам.
Революция в естествознании на рубеже XIX—XX вв. вновь поставила вопрос о месте философии в системе знаний и отвергла ответ, предлагавшийся Контом. Возникает вторая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм,(Э. Мах, Р. Авенариус). Главные принципы эмпириокритицизма:
1. Принцип «корреляции», или «координации», т.е. соотношение связи субъекта и объекта в процессе познания. Научное знание зависит в своем содержании от субъекта познания, ибо он реально имеет дело в опыте только со своими ощущениями.
2. Принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий.
3. Принцип экономии мышления, где необходимо ограничить научное знание эмпирическим материалом.
Постпозитивизм. Наиболее яркими представителями являются К. Поппер – концепция критического реализма, И. Лакотос – концепция научно-исследовательских программ, Т. Кун – теория исторической динамики науки.К. Поппер основатель постпозитивизма. Работа «Логика научного исследования» предложил заменить принцип верификации принципом фальсификации.Т. Кун в работе «Структура научных революций» раскрывает концепцию исторической динамики научных знаний и вводит в научный оборот понятии парадигма.
Основные принципы постпозитивизма:
1. Наука не только система научных знаний, но и дает различным научным сообществам, группам ученых, обладающих сходной научной подготовкой, признающих общий фундамент, единство в понимании идеалов, норм и целей научного исследования.
2. Методологической основой профессиональной деятельности научного сообщества выступает парадигма – особая система научнотеоретических, методологических, философских, базисных знаний, объединяемых учеными в то или иное сообщество.
3. Эволюция науки представляет собой чередование двух основных этапов «нормальной науки» и «научной революции». На первом этапе в науке господствует определенная парадигма, которая подтверждается фактами. Рано или поздно в эмпирическом исследовании появляются аномальные факторы, которые не укладываются в теоретическую схему действия парадигмы и тогда происходит научная революция, которая приводит к смене прежних идеалов.
Билет № 24
- 1. Образы философии в истории культуры.
- Билет № 2
- 2. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- Понятие мировоззрения, его структура.
- Билет № 4
- Предмет философии и его историческая динамика.
- Билет №5
- Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.
- 1Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.
- Билет №7
- Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал (философия досократиков).
- Билет № 8
- Билет № 35 Законы и категории диалектики
- Билет № 36 Онтология как философское учение о бытии.
- Билет № 37
- Билет №38
- Проблема антропогенеза в философии и науке.
- Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.
- Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан).
- Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии (апологетика, патристика).
- Схоластика и ее систематизация в философии ф. Аквинского.
- Гуманизм философской мысли Возрождения.
- Социально-политические идеи Возрождения (т. Мор, т. Кампанелла).
- Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре (ф. Бэкон, р. Декарт).
- Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ж.-ж. Руссо).
- Идея «гносеологической революции» и критическая философия и. Канта.
- Диалектическая философия г. Гегеля. И антропологический материализм л. Фейербаха.
- Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве а. Шопенгауэра, с. Кьеркегора, ф. Ницше.
- Основные черты марксистской философии.
- Билет № 23
- Основные исторические формы позитивистской философии.
- Религиозная философия: неотомизм.
- Философские концепции экзистенциализма.
- Аналитическая философия.
- Основные положения аналитической философии:
- Основные идеи феноменологии.
- Принципы диалектики
- Понятие и основные функции науки.
- Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- Определение общества.
- Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- Традиции и новации в динамике культуры.
- Религия как форма духовного освоения реальности.
- .Искусство как форма духовного освоения реальности.
- Глобальные проблемы современности.
- Приоритеты философии в новом тысячелетии.