logo
шпоры по философии

Социальная структура общества. Типы социальных структур.

Общество представляет собой множество людей, организованных в определенные группы, общности. Целостная совокупность устойчивых, функционирующих в социуме общностей и взаимосвязей между ними составляет социальную структуру общества. Выделяются различные типы социальных структур: классовая, этническая, демографическая, профессионально-образовательная и др. Каждая из них – это совокупность социальных групп, объединенных исторически сложившимися, устойчивыми социальными отношениями и обладающих рядом признаков.

Исторически первыми оформляются этническая и демографическая структуры общества, которые характеризуют этнический и половозрастной состав населения. К основным элементам этнической структуры общества относятся род, племя, народность, нация. Роду и племени свойственны господство кровнородственных отношений, общность происхождения, поселения, общие язык, обычаи, верования. С развитием общества кровнородственные связи утрачивают свое прежнее значение, на их место приходят социально-территориальные связи. Формируется следующая этническая общность – народность как исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, общность верований, культуры, зачатки экономических связей.

Демографическая структура общества характеризует народонаселение, под которым понимается непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей, проживающая в определенном регионе. К важнейшим демографическим показателям относятся численность населения, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная подвижность. Эти показатели выступают критериями для выделения различных демографических групп в обществе. Динамика народонаселения определяется не только биологическими факторами (как считал Т. Мальтус), сколько социально-экономическими (развитием производительных сил, уровнем дохода, местом человека в жизни общества и т. д.).

Поселенческая структура выражает пространственную форму организации общества и описывает объединения людей по их принадлежности к тому или иному типу поселения (сельские, городские). Данные общности различаются особенностями профессиональной занятости населения, количеством урегулированного рабочего и свободного времени, доступом к образованию, возможностями удовлетворения духовных потребностей, организованностью населения. Доминирующая тенденция развития поселенческой структуры общества связана с процессами урбанизации, ростом роли городов в жизни общества и увеличением доли городского народонаселения.

Социально-классовая структура общества как совокупность классов, слоев, групп, различающихся своими социально-экономическими характеристиками. Существует множество концепций, объясняющих механизмы возникновения классового неравенства: теологическая, «теория насилия» Е. Дюринга, распределительная теория А.Смитта, психологическая, но наиболее представительными и показательными являются марксистская теория классов и современная стратификационная теория (М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс и др.)

В современной социальной философии важное значение приобретает стратификационный подход к социальной структуре общества (термин «strata» означает «слой»). Под социальной стратификацией понимается разделение населения на различные классы, слои, группы в зависимости от неравномерного распределения власти, прав и обязанностей, ценностей и привилегий. В таком подходе под стратой понимается группа людей, обладающих одинаковым социальным статусом, одинаковым положением в обществе. В качестве стратифицирующих критериев могут выступать различные факторы, но важнейшими являются форма собственности, общественная организация труда, имущественное положение, властные отношения. Соответственно можно выделить и следующие типы стратификации – экономическую, профессиональную, политическую.

Принципиальной установкой теории социальной стратификации является идея возможности смены социального статуса. Для объяснения данного процесса используется концепция социальной мобильности. Один из авторов данной концепции П. Сорокин отмечает, что социальная мобильность – естественное состояние общества, она включает вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальную мобильность он рассматривает в трех сферах – политической, экономической, профессиональной. Человек может перемещаться в каждой из них, при этом П. Сорокин выделяет восходящую и нисходящую вертикальные мобильности. Горизонтальная мобильность предполагает передвижение человека на одном и том же социальном уровне.

Билет №53

Феномен власти в жизни общества.

Важное значение в развитии общества имеют властные отношения. По словарю В.И. Даля, "власть – право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление...Властвовать – управлять, властно господствовать, повелевать, распоряжаться...Доминирование властной воли, волевое отношение между людьми является специфическим признаком власти. В социальной философии сложилось несколько подходов в объяснении феномена власти: а) директивный (Т. Гоббс, М. Вебер);б) функциональный (Т. Парсонс);в) информационный (М. Фуко, О. Тоффлер).

Каждый из них в качестве основного свойства власти принимает или силу, или мобилизацию ресурсов на выполнение цели, или информацию. В современной литературе власть определяется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. Социально-философский анализ власти предполагает выделение следующих ее составляющих:

а) источника власти (авторитет, сила, закон); б) субъекта власти (государство, институт, индивид);

в) объект власти (общество, класс, группа); г) функции власти (господство, руководство, мобилизация).

Политическая власть занимает среди них ключевое значение. Она представляет собой реальную возможность человека проводить свою волю в области политики и правовых норм в целях защиты и реализации своих коренных интересов. В качестве основных характеристик политической власти можно назвать суверенитет, волю, авторитет, принуждение.

В социальной философии исследователь М. Вебер разработал учение о типах легитимного господства, т. е. такого господства, которое признано управляемыми людьми. Под господством он понимает готовность повиноваться определенным приказам и выделяет три типа господства. Первый тип он называет легальным, в его основе лежит целерациональное действие. Для данного типа характерно подчинение установленным законам, наличие специально обученного аппарата управления, призванного действовать по формальным и рациональным правилам. Программу действия этому аппарату должен задавать политический лидер, ставящий формальный механизм управления на службу определенным политическим интересам. Второй тип легитимного господства, традиционный, для него свойственна вера не только в законность, но даже в святость традиционно-существующих порядков, нравов и властей. При этом наблюдается отсутствие формального права, аппарат управления состоит из лично зависимых от господина людей, а личная преданность служит основанием для административной карьеры.

Третий тип господства харизматический, при котором харизма понимается как некая экстраординарная способность человека, выделяющая его среди остальных. Эта способность, как правило, дается свыше и заключается в выдающейся силе духа, слова, в пророческом даре. Харизматический тип во многом авторитарен, здесь нет установленных правил: решения по всем вопросам вносятся на основании творческого вдохновения, личного опыта, понимания. Аффективный тип социального действия определяет основную базу харизматического господства, а эмоционально окрашенная преданность лидеру, вера в его харизму служит источником личной преданности государю.

Властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации, поскольку в обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.

Можно выделить следующие принципы власти в зеркале субъекта власти:

  1. принцип сохранения власти, в котором отношение к власти рассматривается как превалирующая, едва ли не единственная ценность;

2)принцип действенности также требует сильных проявлений человеческого характера;

  1. принцип коллегиальности, в котором реализуется установка власти на партнерство, кооперативность;

  2. принцип скрытности, согласно которому власть пользуется широким спектром неявных средств и инструментов.

Билет №54

Политическая организация общества

Политика (от греч. politikа - государственные и общественные дела) - социальная деятельность в политической сфере общества, направленная на формирование, исследование и проектирование различных форм государственного управления; многообразных государственно-административных институтов; морально-правовых норм; отношений и институтов власти, механизмов ее достижения, удержания, укрепления и реализации. Это отношения между социальными группами и их лидерами по поводу государственной власти.

Субъектами политики являются индивид, малая социальная или профессиональная группа, нация, класс, элита, общественные движения, объединения и другие социальные общности. Политика - наука и искусство жить в обществе, руководить им и управлять людьми.

Особую роль в жизни общества играет политическая система - это совокупность и взаимодействие всех политических институтов в обществе, регулирующих политическую жизнь. В ней можно зафиксировать различные подсистемы:

1. Институциональная подсистема, состоящая из различных общественно-политических институтов и организаций. Ведущим политическим институтом, сосредоточивающим в себе максимальную политическую власть, является государство под которым понимается политическая целостность, закрепленная на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный правящей политической элитой, которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения.. Среди негосударственных организаций наибольшую роль в политической жизни общества играют политические партии. Немаловажное влияние на политическую жизнь оказывают также общественные организации и движения.

  1. Нормативная (регулятивная) подсистема. Эта подструктура выступает в виде политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы.

  2. Политико-идеологическая подсистема включает в себя совокупность политических идей, теорий и взглядов, на основе которых формируются и функционируют различные общественно-политические институты как элементы политической системы общества.

  3. Функциональная подсистема. Этот компонент характеризует основные формы и направления деятельности политической системы, способы и средства воздействия ее на общественную жизнь. Важнейшими компонентами политической системы являются партии, общественные организации и движения.

Билет №55