Схоластика и ее систематизация в философии ф. Аквинского.
Своё название схоластика (от лат. школа) получила в эпоху Карла Великого (8 – 9 века) благодаря тому, что в школах того времени учителей, читавших лекции по теологии, называли схоластами.
В истории схоластики выделяют 4 периода:
8 – 9 века – формирование схоластики. Главным центром средневековой культуры становится государство франков Карла Великого, где начинается «каролинское возрождение». Известные философы этого периода – англосаксы Ал-Куин, И. Скот.
9 – 12 века – период дискуссии теологов о роли веры и разума. Главные фигуры этого периода – А. Кентерберийский и П. Абеляр.
13 век – «золотой век» схоластики. Рост городов привёл к подъёму образования, появляются университеты, развитие средневековой культуры. Главной фигурой является Ф. Аквинский.
14 век – кризис схоластики. Представитель – У. Оккама.
Ф. Аквинский (1225 – 1274). Основные работы «Сумма теологий», «О правлении властителей». На основе учения Аристотеля доказывает 5 возможных способов существования Бога.
Доказательство от движения: всё движущееся приводится в движении чем-то иным. Перводвигатель – Бог.
Доказательство от производящей действие причины: всё в мире чувственных вещей имеет свою причину. Бог – первопричина.
Доказательство от необходимости и случайности: всё случайное имеет необходимость в чём-то другом. Бог – первая необходимость.
Доказательство от степени совершенства: в мире имеются все степени совершенства. Бог – первая степень совершенства.
Доказательство от божественного управления миром: всё в мире ведёт себя целенаправленно. Бог – первоцель и перворуководитель.
Если предметом философии является истина разума, то теологии – «истина откровения». Система взглядов Аквинского интерпретация учений Аристотеля.
Билет № 14
-
Содержание
- 1. Образы философии в истории культуры.
- Билет № 2
- 2. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- Понятие мировоззрения, его структура.
- Билет № 4
- Предмет философии и его историческая динамика.
- Билет №5
- Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.
- 1Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.
- Билет №7
- Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал (философия досократиков).
- Билет № 8
- Билет № 35 Законы и категории диалектики
- Билет № 36 Онтология как философское учение о бытии.
- Билет № 37
- Билет №38
- Проблема антропогенеза в философии и науке.
- Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.
- Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан).
- Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии (апологетика, патристика).
- Схоластика и ее систематизация в философии ф. Аквинского.
- Гуманизм философской мысли Возрождения.
- Социально-политические идеи Возрождения (т. Мор, т. Кампанелла).
- Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре (ф. Бэкон, р. Декарт).
- Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ж.-ж. Руссо).
- Идея «гносеологической революции» и критическая философия и. Канта.
- Диалектическая философия г. Гегеля. И антропологический материализм л. Фейербаха.
- Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве а. Шопенгауэра, с. Кьеркегора, ф. Ницше.
- Основные черты марксистской философии.
- Билет № 23
- Основные исторические формы позитивистской философии.
- Религиозная философия: неотомизм.
- Философские концепции экзистенциализма.
- Аналитическая философия.
- Основные положения аналитической философии:
- Основные идеи феноменологии.
- Принципы диалектики
- Понятие и основные функции науки.
- Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- Определение общества.
- Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- Традиции и новации в динамике культуры.
- Религия как форма духовного освоения реальности.
- .Искусство как форма духовного освоения реальности.
- Глобальные проблемы современности.
- Приоритеты философии в новом тысячелетии.