logo
шпоры по философии

1Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

Истоки китайской философии следует искать в «Книге перемен», где заложены основные принципы развития философского мышления Китая. Её тексты созданы в 12 – 6 в. до н.э., где происходит переход от мифологического отражения мира к философскому осмыслению, и находятся две важные категории этого перехода – Инь и Ян, которые противопоставляются друг другу, вступают в противоречия и противоположности и таким образом формируется диалектическая мысль Китая связанная с утверждением противоречивости мира, развития и изменения.

Конфуцианство – источник учения книга «Луньюй» (беседы и суждения). В центре учения человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Главное внимание уделяется воспитанию идеального благородного человека. Стержень мудрости – соблюдение ритуала, а сущность философии – его правильное объяснение и понимание. Принцип «золотой середины» - основной принцип идеологии добродетели государства и человека, где основу составляет семья. Социально-политический аспект конфуцианства – формирование патриархальной концепции государства.

Даосизм возник в 6 – 5 в. до н.э. Основатель Лао-Цзы. Дао обозначает путь, дорога, естественный всеобщий закон природы, человеческого общества, поведение и мышление отдельного индивида. Главная категория даосизма – бездействие или недеяние, т.е. принцип «у-вэй», который приводит к счастью, процветанию, полной свободе.

Легизм – это школа законников, в которой раскрывается этико-политическая концепция об управлении человечеством, обществом, государством. Представители Шан Ян, Хань Фэй. По мнению легистов – главное закон и воздействие на массы, правителю следует осуществлять награды и наказания.