Миф как объект философской рефлексии.
Миф - это попытка ответить на вопросы возникновения мира и обосновать наличие естественного порядка. В мифе человек еще не выделяет себя из природы. Его мышление конкретно образно, а не абстрактно и понятийно.
Мифологическое сознание синкретично (Синкретизм - нерасчленённость различных видов чего-либо, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении, свойственная ранним стадиям развития; это значение термина применяется к области искусства): в нем все находится.
В единстве и нерасчлененности — правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. В мифе человек не выделяет себя из мира, кроме того, он очеловечивает мир и природу. Несмотря на это, миф представляет собой важнейшую предпосылку философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Переход от мифа к философии происходит под влиянием целого ряда факторов.
Основные причины перехода от мифа к философии: развитие от бронзового века к железному; развитие аграрного и ремесленного производства; разложение первобытно-общинного строя и возникновение государственно-правовых институтов; появляется разделения труда и товарно-денежных отношений; накопление знания и его использования в практической жизни людей, а также развитие мировоззрения последних.
Как способ целостного, синтетичного восприятия мира миф - это форма сознания, соответственно первобытной эпохе. Но он не только объясняет мир, но и выполняет регулятивно-прагматические функции.
Философия в отличие от мифа и религии строится на принципах доказательности и обоснования, но тем не менее сохраняет изначальное родство с мифом. Особенно хорошо это видно на материале античной философии, чем и объясняется ее поэтичность. Т.о., миф, подвергшись определенной рациональной интерпретации, перешел в область философии.
Для мифологического сознания характерно: нерасчленённость мышления, очеловечивание природы, одушевление космоса, разграничение раннего героического прошлого и текущего настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризуя чувственно-образными представлениями об окружающем мире. Миф включает совокупность сведений, преданий, табу, норм, обрядов, в которых делались попытки дать ответ на происхождение человека и его рода. Миф регулировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию между миром и человеком, природой и обществом.
Самые 1ые представления о мире существовали как мироощущение, формированные мифом.
Миф - исторически 1ая форма общественного сознания, складывавшаяся в сфере обыденного опыта человека. Зарождается в древности на Востоке (12-7 в. до н.э.).
- Генезис (появление) философского знания. Мифология и философия.
- Миф как объект философской рефлексии.
- Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.
- Классификация философских учений.
- Философия Древней Индии.
- Философия Древнего Китая.
- 1. Учение Моцзы и Конфуця.
- 2. Даосизм.
- 3. Легизм.
- Античная философия (общая характеристика)
- Досократики: Пифагорейцы, Гераклит, Элеаты.
- Софисты и Сократ. Метод Сократа.
- Философия Платона. Притча о пещере.
- Учение Платона об идеальном государстве.
- Атомистика Демокрита.
- Метафизика Аристотеля.
- Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).
- 1. Теоцентризм средневековой философии
- 2. Основные проблемы средневековой философии: философия и теология; вера и разум; двойственность истины; проблема универсалий
- 3. Проблема человека средневековой философии
- 16 Философия и учения эпохи возрождения
- 2. Возрождение
- 1. «Знание - сила» - философия ф. Бэкона и т. Гоббса
- 30. Общая характеристика русской философии XX века
- 31. Философская система Соловьева.
- 32. Русский космизм.
- 33. Вопрос о сущности техники в философии хх в. Технократические и антитехнократические утопии постиндустриального общества.
- 34. Принципы и категории онтологии
- 35. Понятие материи в философии и науке
- 36. Философские концепции пространства и времени. Особенности социального пространства и времени.
- 37. Идеи развития философии
- 38. Диалектика в исторической философии
- 39. Проблема метод в философии: диалектика и метафизика. Принципы, законы и категории диалектики.
- 1. Учение о всеобщей связи
- 2. Принцип развития
- 1. Закон единства и борьбы противоположностей
- 2. Закон взаимного перехода колич. И качеств. Изменений
- 3. Закон отрицания отрицания
- 41. Проблема сознания в философии. Его происхождение и сущность. Сознание и бессознательное
- 42. Философская антропология. Проблема человека в современной философии. Биолгическое, социальное и духовное в человеке
- 1. Проблема антропогенеза
- 2. Сущность и существование
- 3. Биологическое и социальное в человеке
- 43. Проблема познавательности мира в философии. Вера и знание
- 44. Формы и уровни познания. Научное и вненаучное познание
- Понятие субъекта и объекта в гносеологии.
- Структура научного знания. Проблема роста научного знания.
- Методология и методы научного познания.
- Вопрос о сущности истины и её критериях в истории философии.
- 1) Характером объекта к которому относится,
- 2) Условиями места, времени;
- 3) Ситуации, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение.
- Общество как целостная система. Структура общества.
- Духовная жизнь общества.
- Специфика социального познания.
- Общественное сознание.
- Взаимодействие общества и природы. Учение в.И.Вернадского о ноосфере.
- Личность и общество.
- Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.
- Общественный прогресс и его критерии.
- Глобальные проблемы современности.
- Проблема ценностей в философии.
- 2) В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога.
- Проблема смысла жизни в философии