logo search
Филос_словарь_2008h

Учение о бытии

СУЩЕЕ– совокупность «единичных вещей».

БЫТИЕ – это чистое существование, не имеющее причины, оно – причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. БЫТИЕ – «это то, что есть» (Парменид), существует реально, в отличие от небытия, «того, чего нет».

Под «бытием» понимается «истинное бытие», истинная реальность, ибо все остальное (включая «единичные вещи») имеет внешние причины, а потому не обладает реальным существованием, но лишь существованием обусловленным.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность в себе, а также содержит в себе закономерности и результаты своего развития.

Действительность отличается: 1) от всего кажущегося, мнимого, фантастического; 2) от всего только логического в сознании человека, даже если это логическое правильно отражает действительность; 3) от всего возможного, вероятного, но пока еще не существующего.

АТРИБУТ – неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Аристотель отличал «атрибут» от «акциденции». АКЦИДЕНЦИЯ – временное, преходящее, несущественное свойство вещи. Декарт и Спиноза рассматривали атрибут как основное свойство субстанции, отличая его от модуса. Термин «атрибут» употребляется и в современной философии.

ВЕЩЬ – часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование. Одна вещь от другой отличается своей качественной определенностью.

В древнегреческой философии, средневековой европейской философии было широко распространено понятие «единичная вещь». «ЕДИНИЧНАЯ ВЕЩЬ» – чувтсвенно-воспринимаемая часть реальности. Гносеологической проблемой становится проблема тождества и различия вещей между собой, а также отличие вещи от объекта и предмета.

И.Кант ввел философские термины «вещь в себе» и «вещь для нас». ВЕЩЬ В СЕБЕ (ВЕЩЬ САМА ПО СЕБЕ) – вещь, как она существует сама по себе, независимо от нас и нашего познания. ВЕЩЬ ДЛЯ НАС – вещь, как она «дана» нам через чувственное восприятие и мышление, как она раскрывается в нашем познании. В гносеологии И.Канта, единичные вещи (вещи в себе) даны человеку в чувственном опыте как феномены, в мышлении – как ноумены. НОУМЕН – это вещь, как она представлена в сознании человека через чувственное восприятие, опыт. ФЕНОМЕН – вещь, как она представлена в сознании человека через рациональное познание, мышление.

Спорным вопросом гносеологии Канта является вопрос о соотношении ноумена и вещи в себе. То, что феномен не соответствует вещи, какой она является сама по себе, для Канта очевидно: феномены должны пройти обработку в деятельности «трансцендентального субъекта», обработку посредством универсальных, априорных (независящих от индивидуального опыта человека) логических форм: «Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме». Но как соотносится «ноумен» с «вещью в себе»? Если признать, что ноумен как рационально познанная «вещь для нас» является все же абстрактным, неполным знанием о вещи, то различение Кантом вещей «в себе» и «для нас» имеет выраженную тенденцию агностицизма.

ХОЛИЗМ (от греч. holos – целый, весь) – философско-методологический принцип целостности, согласно которому целое всегда больше, чем сумма его частей.

Принцип холизма сформулирован южноафриканским философом Я.Смэтсом в 1926 г., хотя соответствующая позиция известная уже в древнегреческой философии.