logo
Филос_словарь_2008h

Рост научного знания

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА (И.Лакатос) –

Три элемента научно-исследовательской программы:

1) ядро исследовательской программы

2) позитивная эвристика

3) негативная эвристика

ЯДРО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ – это жесткая неизменная часть программы, состоящая из совокупности фундаменталных теоретических принципов, конкретно-научных и метафизических допущений об онтологической природе исследуемой области и общей стратегии ее изучения.

ПАРАДИГМА (Т.Кун) – совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, схем научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических исследований и интерпретации результатов научных исследований.

Согласно Куну, развитие науки проходит следующие этапы: предпарадигмальный этап; этап «нормальной науки», характеризующийся наличием устойчивой и принятой научным сообществом парадигмы; этап кризиса господствующей парадигмы, когда обнаруживаются «аномалии», факты, не объяснимые в рамках принятой парадигмы; этап «научной революции» как этап смены старой парадигмы на новую.

Научные революции и смены типов рациональности.

Наука и техника

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ – философская дисциплина, изучающая технику как особый феномен культуры, глобальные проблемы, порожденные научно-техническими революциями, техническое знание и их влияние на человека.

Термин «философия техники» был введен Э.Каппом, его книга «Основания философии техники» вышла в Германии в 1877 г. Русский инженер П.К.Энгельмейер в начале ХХ в. написал работу «Философия техники». С 1960-х гг. философские исследования техники приобрели статус самостоятельной философской дисциплины, когда была сформирована программа философского комплексного, междисциплинарного анализа техники как сложного фактора развития человеческой цивилизации. Таким образом, философия техники становится самостоятельной философской дисциплиной, когда техника начинает рассматриваться в контексте общества и культуры.

ТЕХНИКА – 1) система средств и процедур производства продукта труда, внеприродных вещей; 2) совокупность умений и навыков, составляющих особенности (профессиональные особенности) того или иного вида человеческой деятельности (напр., техника рисунка, техника проектирования, техника пошива одежды, техника выпечки хлеба, техника устного счета, техника ведения дискуссии, техника запоминания информации и т.п.).

Античные мыслители понимали под «techne» широкий набор видов деятельности – от ремесленного труда до творчества скульптора. При этом в основе техники, технической деятельности лежали два принципа: 1) подражание природе – процесс создания вещи человеком подобен процессу возникновения и становления вещи в природе; 2) совершенствование природы – процесс создания того, чего в природе нет, или совершенствования природных объектов для удовлетворения потребностей человека. В Новое время термин «техника» означал совокупность средств, процедур и действий, которые относятся к искусному производству всякого рода, но, прежде всего – производству орудий труда и машин.

ПРЕДМЕТ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ – это область создаваемого, находящегося в процессе становления, обретающего свое существование артефакта.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ – 1) знание, на основе непосредственного применения которого возможно создание некоторого продукта; 2) знание, выступающее в качестве связующего между эмпирическим и теоретическим знанием.

Техническое знание (греч. techne) представляет собой как бы связующее звено между опытным знанием (греч. empeirtia) и знанием теоретическим (греч. episteme). В техническом знании сочетаются экспериментально-опытные данные с рационально поставленными задачами и обоснованными логико-математическими решениями. Специфической чертой технического знания является его направленность на производство и конструирование.