Мораль, справедливость, право
МОРАЛЬ – способ регуляции поведения человека, основанный на моральной норме, которая критически не оценивается, оправдывается ссылкой на традицию, обычай, и соблюдение которой обеспечивается силой общественного мнения.
ПРАВО – способ регуляции поведения человека, основанный на правовой норме, которая критически оценивается исходя из существующего в обществе представления о справедливости, и соблюдение которой поддерживается публичной (государственной) властью. ПРАВО – общая мера свободы, равенства и справедливости, выраженная в системе формально-определенных и охраняемых публичной властью (государством) общеобязательных норм поведения и деятельности социальных субъектов.
Jus, jure (лат.) означало в римском праве и естественное право, и то, что соответствует справедливости.
Право связано со свободой воли человека и приобретает смысл при выборе вариантов поведения. Право регулирует поведение при помощи дозволений и запретов. Право одного человека кончается там, где начинаются права других людей.
Представления о совершенном человеке в различных культурах
Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести
ЦЕННОСТЬ – значимость вещи, которую (значимость!) человек готов отстаивать и защищать, даже в ситуации непосредственной угрозы его жизни. ЦЕННОСТЬ – сложившаяся в условиях общественной жизни и непосредственно переживаемая человеком формаотношения к предметам природы и культуры, отражающая осознание значения предмета для устойчивого существования общества в целом и себя как личности, закрепляемая в мировоззрении.
По Платону, главная ценность – благо, которое предстает как истина (знание как ценность), добро (нравственные, этические ценности) и красота (эстетические ценности).
Проблема ценностей – это, прежде всего, проблема онтологического статуса ценностей: существуют ли ценности 1) «сами по себе», «до вещей» (крайний реализм, объективный идеализм, платонизм), 2) как свойство, качество вещей, «в вещах» (умеренный реализм, натурализм) или 3) как особое отношение к вещам, «после вещей», в сознании человека (умеренный реализм-номинализм, субъективный идеализм).
В средневековой европейской философии проблема ценностей решалась с теоцентрической позиции, особое значение придавалось религиозным ценностям, «истинам веры». В конце 19 в. Ф.Ницше выдвинул утверждение о грядущем распаде всех ценностей – «высокой культуры», морали и религии.
Сложность аксиологической проблематики, связанной с ценностью, оценочным отношением человека к миру, определяется многоаспектностью ценности. В ней представлены и субъективно-психологический момент, и момент конкретно-исторической изменчивости, и объективный, трансцендентальный момент бытия ценностей.
- Новосибирская государственная архитектурно - художественная академия
- 270300 – Архитектура,
- Предмет философии
- Философские методы познания.
- Место и роль философии в культуре
- Философия в россии в 18 в.
- Философия в россии в 19 в.
- Структура философского знания
- Учение о бытии
- Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия
- Понятия материального и идеального
- Пространство, время
- Движение и развитие, диалектика
- Детерминизм и индетерминизм
- Человек, общество, культура
- Мораль, справедливость, право
- Сознание и познание. Сознание, самосознание, личность
- Познание, творчество, практика
- Вера и знание
- Понимание и объяснение
- Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины.
- Действительность, мышление, логика и язык.
- Рост научного знания
- Будущее человечества
- Глобальные проблемы современности