logo
Филос_словарь_2008h

Философия в россии в 18 в.

В 18 в. идут два процесса: 1) секуляризация философии (освобождение от влияния религии) и 2) сильное религиозное направление внутри философии.

Большое внимание уделяется в 18 в. сенсуализму и натурализму вообще.

Общая характеристика просвещения в России: 1) просветительская направленность является чертой всех, в т.ч. религиозных направлений в 18 в. в России; 2) антропологизм.

Кружок Феофана Прокоповича, получивший название «ученая дружина Петра I» (В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, А.М. Черкасский, И.Ю. Трубецкой и др.), обсуждает необходимость размежевания науки и религии, философии и теологии.

Во второй половине 18 в., при Екатерине II, происходит размежевание философских направлений в России:

просветительско-либеральное направление (с антикрепостнической идеологией) – Д.А. Аничков, М.Т. Болотов, С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский, Н.И. Новиков, А.Я. Поленов, И.А. Третьяков;

патриархально-консервативное направление (неприятие западничества) – М.М. Щербатов;

радикально-демократическое направление (революционно-гуманистическая идеология) – А.Н. Радищев;

материалистическое направление (ориентация на естественно-научные труды М.В. Ломоносова) – А.Н. Радищев.;

религиозно-просветительское направление (…..) – А.Байбаков, П.Величковский, Тихон Задонский, Г.Конисский, митрополит Платон).