Человек, общество, культура
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – философское учение о природе и сущности человека.
Суть антропологического подхода современной западной философии сводится к попытке определить основы и сферы «собственно человеческого» бытия, человеческой индивидуальности, творческих возможностей человека. Исходя из человека, ставится задача объяснить как собственную природу человека, так и смысл и значение окружающего мира.
Основоположником современной западной философской антропологии считается Макс Шелер (1874 – 1928).
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – философское учение об обществе как целостной системе, исторических формах и структурах общества, общественных процессах и их закономерностях.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – философское учение об историческом процессе, смысле истории и направлении исторического развития, последовательности исторических эпох и критерии общественного прогресса.
Становление философии истории как самостоятельного раздела философии связано с философскими учениями Ф.М.Вольтера, Дж.Вико, И.Г.Гердера и особенно – Г.В.Ф.Гегеля.
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ – философское учение о культуре во всем объеме ее исторического становления, о сущности, структуре и функциях культуры.
Возникновение философии культуры датируется концом 18 – началом 19 в. Выделение культуры в самостоятельный предмет философского анализа определил возникновение ряда новых философских дисциплин, таких как философия языка, философия религии, философия мифа, философия науки, философия права, герменевтика.
ОБЩЕСТВО – это форма совместного существования людей, совокупность или система отношений между людьми, возникающих в результате взаимодействия, совместной жизнедеятельности людей.
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО — тип общества, формирующийся на базе индустриального общества и приходящий ему на смену во второй половине 20 в. Концепция постиндустриального общества (Д.Белл, Г.Кан, А.Тоффлер, Ж.Фурастье, А.Турен), выдвинута в 1960-е гг.
Индустриальное общество – преобладание производства промышленной продукции над сельскохозяйственной. Постиндустриальное общество – преобладание производства услуг над производством материальных продуктов. Информационное общество – наличие высокоэффективных информационных технологий в финансовой и экономической сферах, в средствах массовой информации.
Человек и природа
Общество и его структура
Гражданское общество и государство
Человек в системе социальных связей
Человек в историческом процессе; личность и массы, свобода и необходимость.
Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия
СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – 1) философское понятие, задачей которого является определение того, что придает жизни человека целостность, и что может быть одновременно понято разумом; 2) ответ на вопрос, в чем ценность прожитой человеком жизни.
Философское понятие «смысл жизни» связано с вопросом здравого смысла «Зачем живет человек?», но не сводится к ответу на этот вопрос. Философский вопрос о смысле жизни – это вопрос, поставленный на ином уровне, превышающем уровень обыденного понимания и размышления.
Подобно тому, как смысл, формирующийся в нашем мышлении, отличается от осмысливаемой вещи из материального мира, так «смысл жизни» является идеальным по природе в отличие от жизни как материального процесса. «Смысл жизни» принадлежит к сфере существенного (эйдетического) бытия, а не вещественного бытия. Поэтому постижение смысла жизни отдельным человеком связано с размышлением о жизненных поступках и установках, отношении человека к «своему и иному», однако не может быть сведено к сумме отдельных событий, достижению человеком материально-вещественного состояния «на жизненном пути».
В исследовании проблемы смысла жизни сложились два подхода – онтологический и гносеологический. Первый подход связан с платоновской традицией анализировать смысл жизни человека как «эйдос» с позиции рационального мышления. Второй подход – с неокантианской теорией ценности. И.Кант и неокантианцы принципиально отошли от онтологизма первой позиции, понимая под смыслом жизни ценность прожитой жизни для самого человека, окружающих людей и общества в целом. Вопрос о смысле жизни сводится к вопросу о том, как следует оценивать общие цели жизни? (Ради чего стоит жить? Какие цели следует перед собой ставить (а какими пренебрегать)? В чем истинное предназначение человека?).
Одна из самых трудных проблем человека может быть сформулирована следующим образом. Разум и труд радикально отличают человека от животного, но они же приносят ему сознание своей противоречивости и принципиальной незавершенности. С одной стороны, человека отличает непрерывное творение новых потребностей, что обычно не свойственно животным. Человек как индивид ориентирован на бесконечный прогресс. С другой стороны, только человек знает, что он конечен, и осознание своей приближающейся физической смерти осложняет смысложизненную проблему. Две характеорстики – стремление к бесконечности и знание своей конечности – составляют конфликт в разуме (душе, природе) человека. Не выходит ли, что человек рождается только для того, чтобы, осознав бесконечность своих потенциальных возможностей и потребностей, узнать об их принципиальной неосуществимости в полном объеме?
Насилие и ненасилие
Свобода и ответственность
СВОБОДА – способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимости от природных и социальных сил, осуществлять выбор своих действий и поступков.
Понятие «свобода» связано с понятиями необходимости, ответственности, отчуждения, а также понятием «свободы воли».
Гегель различал негативную «свободу от» и позитивную «свободу для». Негативная свобода, понимаемая как способность человека совершать произвольное, ничем не обусловленное действие (способность к произволу как ничем не ограниченному действию), связана с волевым началом в человеке. Позитивная свобода как способность человека совершать целенаправленное действие, осуществлять целенаправленный выбор, связана с разумом, рационально обоснованной целью. М.Вебер считал целерациональной действие высшим типом социального действия.
- Новосибирская государственная архитектурно - художественная академия
- 270300 – Архитектура,
- Предмет философии
- Философские методы познания.
- Место и роль философии в культуре
- Философия в россии в 18 в.
- Философия в россии в 19 в.
- Структура философского знания
- Учение о бытии
- Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия
- Понятия материального и идеального
- Пространство, время
- Движение и развитие, диалектика
- Детерминизм и индетерминизм
- Человек, общество, культура
- Мораль, справедливость, право
- Сознание и познание. Сознание, самосознание, личность
- Познание, творчество, практика
- Вера и знание
- Понимание и объяснение
- Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины.
- Действительность, мышление, логика и язык.
- Рост научного знания
- Будущее человечества
- Глобальные проблемы современности