logo
Филос_словарь_2008h

Действительность, мышление, логика и язык.

ЯЗЫК – знаковая система, посредством которой происходит передача информации, общение людей и познание окружающего мира человеком.

ЗНАК – материальный предмет, выступающий в качестве заместителя другого предмета в практической деятельности, общении и познании.

Создатель французской структурной лингвистики Ф. де Соссюр утверждал, что связь знака с означаемым этим знаком смыслом произвольна. Американский философ Ч.Пирс, напротив, подчеркивал как фактический (реальный) характер связи между знаком и означаемым им смыслом, так и условный характер. Отсюда классификация знаков Ч.Пирса. Он выделял: 1) знаки-индексы, связанные с наличием причинно-следственного отношения (дым есть знак огня), 2) знаки-иконы, связанные с наличием отношения подобия (рисунок яблока как знак вязан с яблоком как предметом некоторым подобием), 3) знаки-символы, связь которых с обозначаемыми ими предметами, выражаемыми в них смыслами произвольна, конвенциональна (рыба является символом Христа, однако между ними нет какого-либо сходства или причинно-следственной связи).

Знаковый характер языка общепризнан в философии языка. Проблематика философии языка связана с основными компонентами языка: язык как знаковая структура, речевая деятельность как социально-исторический процесс функционирования языка, речевая способность как способность индивида владеть языком, речь как индивидуальный акт реализации языковой способности (Ф. де Соссюр). В итоге язык может рассматриваться в четырех аспектах: 1) языковая структура, 2) языковое произведение, 3) речевое действие, 4) речевой акт.

ЛОГИКА – наука о формах и законах правильного мышления.

Логика рассматривает связи как между мыслями, так и между мыслями и вещами, т.е. отражение (отображение) в наших мыслях связей между вещами. С данной позиции логика сближается как с онтологией (с действительным бытием вещей, «логика вещей»), так и с гносеологией (с учением о возможности истинного знания о вещах).

Логика имеет решающее значение для философии как специфического типа мировоззрения. Во многом генезис европейской философской традиции связан с именем Парменида, задавшим установку на непротиворечивое мышление о бытии.

Аристотель считается создателем традиционной (классической) логики. В его трудах изложено учение о понятии, дана формулировка трех основных законов логики (закона тождества, закона непротиворечия, закона исключения третьего), учение о силлогизме и др.

Г.Гегель считается основоположником первой неклассической (диалектической) логики как учении о диалектическом характере мышления, способном описывать реальную противоречивость мира. Связь мышления и логики имеет у Гегеля принципиальное значение. Исходя из этой связи, Гегель вводит представление о трех формах мышления (трех формах логического): рассудочная форма мышление (классическая логика Аристотеля), отрицательно-разумная форма мышления (негативная диалектика, или софистика), положительно-разумная форма мышления (диалектическая логика).

В 19 в. логика как особая наука отделилась от философии. Эта наука – формальная, или математическая логика – определила свой предмет как мышление в языковой форме. Это обстоятельство актуализировало вопрос о собственно «философской логике», предметом которой остается связь мышления с бытием.

Научное и вненаучное знание.

Критерии научности

ВЕРИФИКАЦИЯ – процесс установления истинности научных утверждений эмпирическими методами проверки. Суждение счистается верифицируемым, если его можно проверить прямым наблюдением или экспериментом.

Структура научного познания, его методы и формы

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. В общем виде структура научного познания представляется в современной философии науки следующим образом: научное познание (наука) имеет два уровня – эмпирический и теоретический, которые 1) взаимосвязаны и 2) сложно структурированы.

В гносеологии сложились две крайние позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней научного познания: ЭМПИРИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ.

И эмпирический, и теоретический уровень науки имеют сложную структуру. Элементы этой структуры – формы знания и методы научного познания. На разных уровнях научного познания эти формы и методы – существенно разные.

На эмпирическом уровне науки: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

На теоретическом уровне науки: абстрагирование, анализ и синтез, идеализация

ЭМПИРИЗМ в науке – позиция, сводящая ВСЁ научное знание к эмпирическому уровню, принижая или отвергая теоретическое знание, абсолютизирующая роль фактов и недооценивающая роль обобщения, абстрагирования, что делает невозможным формулировку объективных законов.

ЭМПИРИЗМ как философский принцип – принцип, согласно которому единственным источником знания является опыт, чувственное познание, знание сводится к описанию этого опыта, фактов, а мышление сводится к комбинированию опытных данных, ничего не прибавляя к знанию.

РАЦИОНАЛИЗМ в науке – позиция, считающая, что научное знание прежде всего формулируется в виде теоретических (общих) понятий, теорий, законов, эмпирическое знание не отвергается, но считается подчиненным аспектом познавательной деятельности, причем сами факты рассматриваются не как «чистые» опытные данные, но факты ВСЕГДА содержат «теоретическую» компоненту.

РАЦИОНАЛИЗМ как философский принцип – принцип, согласно которому единственным источником знания является разум, мышление, знание имеет форму логически обоснованного общего понятия, закона, а опытные данные, факты сами по себе вообще не являются знанием.

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ. Общенаучные методы делятся на две группы: эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение и др.) и теоретические (абстрагирование, идеализация, анализ, синтез и др.). Эксперимент как метод научного исследования занимает промежуточное положение между эмпирическими и теоретическими методами.

НАБЛЮДЕНИЕ – эмпирический метод, основанный на систематическом и целенаправленном восприятие объекта исследования. Это наиболее простой метод, как правило, использующийся в составе других эмпирических методов, хотя может использоваться и самостоятельно.

СРАВНЕНИЕ – эмпирический метод, основанный на установлении сходства (тождества) и различия в объектах исследования, обнаружение общего и особенного у сопоставляемых предметов.

ИЗМЕРЕНИЕ – это эмпирический метод, процедура установления численного (количественного) значения некоторой характеристики объекта посредством её сравнения с единицей измерения, принятой как стандарт.

ЭКСПЕРИМЕНТ – метод познания и преобразования объектов, когда исследователь активно воздействует на них путем создания искусственных условий, необходимых для выявления каких-либо интересующих его свойств, характеристик, сознательно изменяя течение естественных процессов, ведя при этом регулирование, наблюдение и измерение.

АБСТРАГИРОВАНИЕ – теоретический (логический) метод, состоящий в мысленном отвлечении от несущественных свойств, отношений в объекте и одновременной фиксации отдельных сторон объекта в соответствии с целями познания.

АНАЛИЗ – мысленное разделение объекта познания на отдельные части с целью их систематического изучения.

СИНТЕЗ – мысленное объединение выделенных методом анализа и изученных элементов в единое целое, мысленное воссоздание целостного объекта из его частей.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – теоретический метод, направленный на мысленное построение (мысленное конструирование) «идеального объекта», не существующего в действительности, но позволяющего формулировать теоретическое знание – понятия и законы – о реальных объектах.

Идеализация осуществляется на основе абстрагирования, анализа и синтеза и др. методов теоретического познания (напр., моделирования).

ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО МЕТОДА. Проблема научного метода была сформулирована Ф.Бэконом в начале 17 в. в книге «Новый Органон». Он указал на различие эмпирического метода, который исходит из принципа сенсуализма (источником истинного знания являются чувственные восприятия) и рациональногометода, который исходит из принципа рационализма (источником истинного знания является разум). По замыслу Ф.Бэкона, истинный, или научный метод должен быть синтетическим методом, объединяющим эмпиризм и рационализм.

Ф.Бэкон предложил в качестве такого синтетического метода метод научной индукции, исследование отдельных фактов и на этой основе формулирование общих теоретических положений. Поскольку основой универсального метода обоснования истины Ф.Бэкон признал ИНДУКЦИЮ, в то время как Аристотель считал универсальным методом обоснования истины ДЕДУКЦИЮ, постольку «Органону» (т.е. методу) Аристотеля он противопоставил «Новый Органон» (т.е. новый метод).

РАЦИОНАЛЬНЫЙ (ДОГМАТИЧЕСКИЙ) МЕТОД (по Бэкону) – метод, заключающийся в том, что в начале научной работы принимаются общие теоретические положения, из которых выводятся частные случаи, без каких-либо попыток обращения к фактам.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ (ОПИСАТЕЛЬНЫЙ) МЕТОД (по Бэкону) – метод, заключающийся в том, что научная работа целиком сводится к накоплению, описанию и систематизации фактов, без каких-либо попыток их теоретического обобщения.

НАУЧНЫЙ МЕТОД (по Бэкону) – метод, заключающийся в том, чтобы умственно переработать, теоретически обобщить факты, полученные опытным путем.

МЕТОД НАУЧНОЙ ИНДУКЦИИ (по Бэкону) – максимально полный анализ опытных данных (фактов), осуществляемый по правилам, позволяющим сделать правильное разделение и отбор фактов, ложащихся в основу общего вывода; 2) максимально полный и всесторонний анализ информации, заключающейся в опытных данных.

В современной логике в зависимости от понимания средств анализа информации построены различные схемы (теоретические модели) индукции.

НАУЧНЫЙ МЕТОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. Ф.Бэкон ставит проблему научного метода, не сомневаясь, что существует единый научный метод. Поэтому у него проблема научного метода – это проблема преодоления односторонности, неполноты гносеологических позиций рационализма и эмпиризма. К середине 19 в. возникают сомнения, что существует единый метод науки, т.е. проблема научного метода начинает восприниматься как проблема наличия или отсутствия единого научного метода.

Проблема научного метода как методологическая проблема была сформулирована немецким философом В.Виндельбандом в конце 19 в. Он предложил различение генерализирующего, или номотетического метода естественных наук и индивидуализирующего, или идеографического метода наук о культуре.

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД – метод в естествознании, сущность которого состоит в обобщении опытных фактов и установлении законов.

ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД – метод в науках о культуре, сущность которого состоит в описании индивидуальных особенностей конкретных исторических фактов.