logo
Филос_словарь_2008h

Глобальные проблемы современности

ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ – область философских исследований, в которой определяются предпосылки решения глобальных проблем современности, анализируются философские аспекты социального, демографического, экологического прогнозирования, философские аспекты разработок футурологических проектов и пр.

Философия глобальных проблем не сложилась как единая программа, существует как комплекс единых установок подхода к решению глобальных проблем:

В современном мире, вопреки его «расколотости», решающее значение приобретает его объективное единство благодаря интенсификации взаимодействий – «глобальное единство человечества».

ГЛОБАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – это единство человечества с природой Земли, а также единство внутренних процессов человечества – экономических и социокультурных.

Основная проблема исследования трансформации мира от «глобальных связей» к «единому целому» (от человечества, объединенного глобальными связями, к единому человечеству) – это проблема выявления объединяющего фактора.

Предложены отдельные варианты такого фактора: создание транснациональных экономических и политических структур («мировое правительство»), экологически сбалансированной глобальной экономической системы.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - проблемы, затрагивающие интересы всего человечества, от решения которых зависит существование человечества и его дальнейший прогресс: экологическая, сырьевая, продовольственная, энергетическая, демографическая, ядерной катастрофы.

Большая работа по изучению глобальных проблем была проведена «Римским клубом» - международной неправительственной организацией, созданной в 1968 г.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Провиденциализм – вера в силу божественного промысла в развитии общества и человека.

Соборность (понятие, введенное славянофилом А.С.Хомяковым) – «единство во множестве», в котором можно выделить составляющие его элементы. Соборность в отношении к человеку означает, что отдельный человек, «Я» должны быть подчинены целому (общине, обществу, Богу), но это подчинение происходит свободно, на основе свободы воли, потому что только в сочетании со свободой воли единство становится «соборным».

Плюрализм – «множество самодостаточных первоначал, не образующих единства, не нуждающихся друг в друге» - противоположное соборности, западное направление. Плюрализм в отношении к человеку означает «атомизацию личности», т.е. отдельный человек, «Я» рассматриваются как самодостаточные и свободные от целого (коллектива, общества, Бога).