logo
Филос_словарь_2008h

Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия

МОНИЗМ– философская мировоззренческая позиция, согласно которой существует одно (единое) первоначало, одна первооснова бытия.

ПЛЮРАЛИЗМ – философская мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия.

ДУАЛИЗМ– философская мировоззренческая позиция, представляющая собой вариант плюрализма, согласно которой в основе бытия лежит два независимых первоначала.

Такого рода дуалистическую онтологию, допускающую два равноправных первоначал Мира, представляет учение Р.Декарта о двух субстанциях – «протяженной субстанции» (материя) и «мыслящей субстанции» (мышление).

МАТЕРИАЛИЗМ – монистическое философское учение, признающее материю первоосновой бытия, материальное единство мира.

Согласно материалистическому монизму, атрибуты материи следующие: 1) субстанциональность, т.е. материя несотворимоста, не имеет внешней причины, является причиной самой себя; 2) пространство и время, т.е. материя имеет «протяженность», длительность, относительную устойчивость; 3) движение, т.е. материя находится в процессе постоянного изменения, развивается от более простых к более сложным формам организации; 4) отражение, т.е. способность материальных образований (тел) в результату взаимодействия между собой создавать и сохранять в своей собственной структуре некий результат («след») произошедшего взаимодействия; 5) системность, т.е. материя обладает потенцией к самоорганизации, саморазвитию как созданию сложных структур из более простых структур (элементов).

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – монистическое философское учение, признающее первоначалом бытия духовную субстанцию (Дух, идеальное, мышление, идея).

При этом материя понимается либо как физический мир, сотворенный нематериальной субстанцией, либо как эманация идеального первоначала и овеществление его в формах своего протяженного и воспринимаемого существами инобытия этого идеального.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – философское учение, признающее единственной реальностью субъективное идеальное, внутренний мир отдельного человека, «Я».

При этом материя рассматривается как внешняя проекция комплекса человеческих ощущений, сводится к свойству воспринимаемости и лишается статуса объективной реальности.

Субъективный идеализм следует отличать от СОЛИПСИЗМА – философской позиции, исходящей из существования одного-единственного субъекта, единственной реальности – своего собственного «Я».