Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия
МОНИЗМ– философская мировоззренческая позиция, согласно которой существует одно (единое) первоначало, одна первооснова бытия.
ПЛЮРАЛИЗМ – философская мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия.
ДУАЛИЗМ– философская мировоззренческая позиция, представляющая собой вариант плюрализма, согласно которой в основе бытия лежит два независимых первоначала.
Такого рода дуалистическую онтологию, допускающую два равноправных первоначал Мира, представляет учение Р.Декарта о двух субстанциях – «протяженной субстанции» (материя) и «мыслящей субстанции» (мышление).
МАТЕРИАЛИЗМ – монистическое философское учение, признающее материю первоосновой бытия, материальное единство мира.
Согласно материалистическому монизму, атрибуты материи следующие: 1) субстанциональность, т.е. материя несотворимоста, не имеет внешней причины, является причиной самой себя; 2) пространство и время, т.е. материя имеет «протяженность», длительность, относительную устойчивость; 3) движение, т.е. материя находится в процессе постоянного изменения, развивается от более простых к более сложным формам организации; 4) отражение, т.е. способность материальных образований (тел) в результату взаимодействия между собой создавать и сохранять в своей собственной структуре некий результат («след») произошедшего взаимодействия; 5) системность, т.е. материя обладает потенцией к самоорганизации, саморазвитию как созданию сложных структур из более простых структур (элементов).
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – монистическое философское учение, признающее первоначалом бытия духовную субстанцию (Дух, идеальное, мышление, идея).
При этом материя понимается либо как физический мир, сотворенный нематериальной субстанцией, либо как эманация идеального первоначала и овеществление его в формах своего протяженного и воспринимаемого существами инобытия этого идеального.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – философское учение, признающее единственной реальностью субъективное идеальное, внутренний мир отдельного человека, «Я».
При этом материя рассматривается как внешняя проекция комплекса человеческих ощущений, сводится к свойству воспринимаемости и лишается статуса объективной реальности.
Субъективный идеализм следует отличать от СОЛИПСИЗМА – философской позиции, исходящей из существования одного-единственного субъекта, единственной реальности – своего собственного «Я».
- Новосибирская государственная архитектурно - художественная академия
- 270300 – Архитектура,
- Предмет философии
- Философские методы познания.
- Место и роль философии в культуре
- Философия в россии в 18 в.
- Философия в россии в 19 в.
- Структура философского знания
- Учение о бытии
- Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия
- Понятия материального и идеального
- Пространство, время
- Движение и развитие, диалектика
- Детерминизм и индетерминизм
- Человек, общество, культура
- Мораль, справедливость, право
- Сознание и познание. Сознание, самосознание, личность
- Познание, творчество, практика
- Вера и знание
- Понимание и объяснение
- Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины.
- Действительность, мышление, логика и язык.
- Рост научного знания
- Будущее человечества
- Глобальные проблемы современности