logo
Филос_словарь_2008h

Сознание и познание. Сознание, самосознание, личность

СОЗНАНИЕ – способность человека оперировать представлениями (образами и понятиями) о предметах, ситуациях, процессах, рассматривать эти представления в качестве средств регуляции своего поведения.

Сознание понимается как высший уровень развития психики, как совокупность психических способностей, обеспечивающих включение в саморегуляцию поведения человека идеальных, закрепленных в культуре и субъективно усвоенных «схематизмов» деятельности.

Сознание человека, как особого рода его связь с миром, носит «нелинейный» характер. В сознании в идеальной форме (в виде «картины мира») представлены различные отношения человека к вещам и людям.

Сознание позволяет человеку произвольно отражать окружающий мир, поскольку представления – это не просто «слепки» внешних предметов. Сознание фиксирует внешний предмет, акцентируя черты предмета и «до-определяя» предмет так, что возникает смысл и значение предмета. Смысл прежде всего субъективен, отражает потребности и цели данного конкретного человека, но одновременно сознание позволяет определить значение предмета как надсубъективное, соотнесенное с культурой и задаваемое включенностью «Я» в отношения с другими людьми. Сознание позволяет человеку соотнести индивидуальный смысл предмета с общим значением предмета, чтобы адекватно воспринимать внешнюю реальность.

С позиции материалистического монизма (с позиции диалектико-материалистической философии), у Б.Спинозы, К.Маркса, Э.Ильенкова, сознание рассматривается как проявление единого первоначала – материи, т.е. сознание является не субстанцией (первоначалом, не имеющим внешних причин своего существования), а атрибутом – неотъемлемым свойством сложноорганизованных материальных систем. Сознание возникает на основе развития отражения, сознание является высшей формой отражения.

ОТРАЖЕНИЕ – это результат взаимодействия тела с другими телами, воспроизводящий особенности последних в своей собственной природе; 2) это способность одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить некоторые признаки последних в своей собственной природе.

Таким образом, существует некоторое сходство между отражаемым телом и его отражением (оставляемым «следом»): отражение воспроизводит структуру отражаемого тела. При этом отражаемый предмет отображается: 1) лишь частично (никогда – в полной мере), 2) более-менее искаженно (никогда – в полном соответствии).

Отражение развивается (от простых форм к более сложным) по мере усложнения структуры тел, способных воспроизводить в «самих себе» результат взаимодействия с внешним миром. Например, в неживой природе формой отражения физической системы на уровне телесности является деформация; в живой природе формой отражения биологической системы на клеточном уровне является раздражимость, формой отражения биологической системы на уровне животного организма является психика, наконец, формой отражения биосоциальной системы (человека) является сознание.

Психике свойственны такие формы отражения, как ощущение, восприятие и представление. Сознанию – репродуктивный образ (представление), и творческий образ (воображение), а также понятие.

ДЕФОРМАЦИЯ – изменение формы тела (или его части), обусловленное изменением относительного положения частиц тела в результате взаимодействия с другим телом.

РАЗДРАЖИМОСТЬ – способность живого организма избирательно реагировать на внешние воздействия.

ОЩУЩЕНИЕ – элементарный результат непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

ВОСПРИЯТИЕ – целостный образ предмета, возникающий в результате воздействия предмета на органы чувств и складывающийся как синтез ощущений.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – целостный образ предмета, уже воспринятого однажды, сохраняющийся в памяти и воспроизводимый без непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

ВООБРАЖЕНИЕ – способность создавать мысленные (творческие) образы непосредственно не воспринятого когда-либо предмета, или даже предмета, не существующего в действительности.

ПОНЯТИЕ – форма мышления, отражение предмета как описание внечувственных, существенных характеристик предмета.