Вера и знание
ВЕРА – оценивание высказываний (знания) как истинных без достаточных логических и фактических обоснований.
ЗНАНИЕ – 1) результат процесса познания, обычно выраженный в языке или какой-либо знаковой форме и допускающий истинностную оценку (А.Л.Никифоров); 2) результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания, форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения (И.Т.Касавин). ЗНАНИЕ – идеальное выражение в знаковой форме свойств и связей действительности.
В древнегреческой философии рассматривалась проблема соотношения знания («эпистема») и мнения («докса»). Античные мыслители относили мнение к чувственно воспринимаемому изменчивому мру вещей, а знание – к умопостигаемому миру вечных и неизменных сущностей.
Для философов Средневековья главной проблемой становится проблема разграничения знания и веры. Знание понималось как то, что может быть рационально обосновано, постулаты веры принимались как истинные без всякого обоснования.
Философия ХХ века ставит проблему демаркации (разграничения) различных видов знания: отличие научного знания от других видов знания (обыденного, философского, религиозного, мифологического и др.).
Основная проблема, обсуждаемая в философии науки ХХ в. в связи с понятием знания, это – проблема отношения научного знания к реальности.
СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И ЗНАНИЯ. В средневековой европейской философии по вопросу о соотношении знания и веры было три позиции. Первые две позиции исходят из совместимости знания и веры, третья – из несовместимости.
1. Постулаты веры предшествуют знанию и служат отправным пунктом при построении рациональных рассуждений (Августин, Ансельм Кентерберийский): «верую, чтобы понимать» – принцип первой позиции.
2. Знание должно предшествовать вере и использоваться для обоснования ее постулатов (Абеляр): «понимаю, чтобы веровать».
3. Поскольку знание и вера несовместимы, догматы веры невозможно рационально обосновать, т.е. знание может быть обосновано рационально, вера не нуждается в рациональном обосновании (Тертуллиан): «верую, потому что абсурдно».
НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ – знание, раскрывающее внутренние структуры предметов и явлений, характеризующееся системностью и методичностью. Под «системностью» научного знания понимается не фрагментарный, а максимально возможный целостный, всесторонний его характер, под «методичностью» – применение целенаправленных познавательных процедур, методов научного познания. Отличительными особенностями научного знания являются: 1) непротиворечивость, 2) эмпирическую подтверждаемость, 3) логическую или эмпирическую обоснованность. Концепции и утверждения, не обладающие этими характеристиками, лежат за пределами научного знания.
ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ – знание, опирающееся на здравый смысл и личный опыт человека, существующее в форме чувственных образов и наглядных представлений о вещах, фрагментарное и не раскрывающее сущности вещей.
- Новосибирская государственная архитектурно - художественная академия
- 270300 – Архитектура,
- Предмет философии
- Философские методы познания.
- Место и роль философии в культуре
- Философия в россии в 18 в.
- Философия в россии в 19 в.
- Структура философского знания
- Учение о бытии
- Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия
- Понятия материального и идеального
- Пространство, время
- Движение и развитие, диалектика
- Детерминизм и индетерминизм
- Человек, общество, культура
- Мораль, справедливость, право
- Сознание и познание. Сознание, самосознание, личность
- Познание, творчество, практика
- Вера и знание
- Понимание и объяснение
- Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины.
- Действительность, мышление, логика и язык.
- Рост научного знания
- Будущее человечества
- Глобальные проблемы современности