Понимание и объяснение
ОБЪЯСНЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ. В обычном словоупотреблении не проводится четкого различия между объяснением и пониманием. Немецкий философ И.Г.Дройзен обратил внимание, что в слове «понимание» содержится психологический момент, которого нет в слове «объяснение». Дройзен считал, что процесс объяснения максимально объективен, т.е. ОБЪЯСНЕНИЕ некоторого явления опирается на сущность, внутреннюю структуру, указание причин этого явления. ПОНИМАНИЕ, во-первых, включает ЗНАНИЕ (знание того, как объяснить) сущности, внутренней структуры, причин явления, во-вторых, СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА к этому ЗНАНИЮ.
Дройзен сформулировал дихотомию объяснения и понимания.
ДИХОТОМИЯ ОБЪЯСНЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ – противоположность между объяснением и пониманием, и противопоставление на этой основе объяснения как метода естественных наук и понимания как метода гуманитарных наук.
В философии науки противопоставление метода естественных наук методу гуманитарных наук, различение метода естественных наук как основанного на объяснении и метода гуманитарных наук как основанного на понимании, получило название «программы методологического дуализма».
- Новосибирская государственная архитектурно - художественная академия
- 270300 – Архитектура,
- Предмет философии
- Философские методы познания.
- Место и роль философии в культуре
- Философия в россии в 18 в.
- Философия в россии в 19 в.
- Структура философского знания
- Учение о бытии
- Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия
- Понятия материального и идеального
- Пространство, время
- Движение и развитие, диалектика
- Детерминизм и индетерминизм
- Человек, общество, культура
- Мораль, справедливость, право
- Сознание и познание. Сознание, самосознание, личность
- Познание, творчество, практика
- Вера и знание
- Понимание и объяснение
- Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины.
- Действительность, мышление, логика и язык.
- Рост научного знания
- Будущее человечества
- Глобальные проблемы современности