4. Сущность, общая динамика и основные характеристики знания.
Разорвать субъект и объект можно лишь в абстракции, ибо реальный процесс познания всегда представляет собой взаимодействие между субъектом и объектом. Это взаимодействие проявляется в том, что:
деятельность познающего субъекта всегда предметна (объектна), т.е. направлена на познаваемый объект, который этой направленностью сознания субъекта (интенциональностью в терминологии феноменологического направления) в значительной степени и вызывается к существованию;
объект всегда относительно автономен и как бы «сопротивляется» произволу субъекта, оказывая на него обратное влияние и заставляя согласовывать человеческие действия с его вполне объективными закономерностями.
Взаимоотношения между субъектом и объектом познавательной деятельности – неважно рассматриваем ли мы их в историческом или в индивидуальном познавательных планах – всегда носят характер вечно возникающего и вечно разрешающегося противоречия. Это противоречие разрешается в знании.
Знание – это зафиксированные в познавательном образе1 субъекта существенные черты и закономерности познаваемого объекта. Можно сказать даже короче: знание есть результат совпадения субъекта и объекта.
Совпадение между субъектом и объектом никогда не является полным, абсолютным. Когда добывается знание об объекте, и, казалось бы, его тайна исчезает, открываясь нам в форме того или иного типа знания, на самом-то деле происходит следующее: любое вновь получаемое знание обнаруживает в объекте новые непознанные свойства и грани, новые тайны, требующие разгадки. Таким образом, происходит гносеологическое развитие объекта, не говоря уж о возможности его собственного развития во времени.
С другой стороны, не остается неизменным и субъект познания, формируя новые методы исследований, совершенствуя свой логический и терминологический аппарат анализа, процедуры гносеологической рефлексии, свои человеческие качества и т.д. Следовательно, противоречие между субъектом и объектом воспроизводится на новом качественном уровне, требуя нового разрешения в новом знании.
Существует следующая важная закономерность: по мере исторического развития человечества и экспоненциального роста знания, последнее само во все возрастающей степени становится объектом познания. Доля рефлексивного знания в общем объеме циркулирующей в обществе информации непрерывно растет. Знание, действительно, все более превращается в некую автономную и самоценную реальность, подпитывая платонические теории познания и разного рода теории «коллективного субъекта», «глобального интеллекта» и т.д. Особенно зримо подобные тенденции проявляются в конце ХХ века в связи с процессами информатизации общества.
Здесь возникают два серьезных вопроса: а) какова общая логика развития человеческих знаний?; и б) возможно ли в будущем полное совпадение субъекта с объекта?
Начнем с ответа на второй вопрос. Большинство гносеологических доктрин (даже религиозного характера) подчеркивает невозможность полного совпадения субъекта с объектом ни в смысле достижения абсолютной истины мирового бытия, ни в смысле исчерпания существа той или иной предметности. Любой объект всегда богаче знания, которое имеет о нем человек, даже если объектом человеческого познания становятся продукты его собственной деятельности. Часто самые, казалось бы, тривиальные вещи открываются с совершенно неожиданной стороны! А сколько нас окружает плодов человеческого «творчества», увы, не только не познанных, но уже и вышедших из-под нашего контроля. Здесь достаточно указать на феномен радиационного и химического загрязнения окружающей среды с совершенно неизученными долгосрочными последствиями его влияния на генетический аппарат наследственности.
К тому же получение абсолютной истины о мире и о самом себе означало бы смерть человека как творческого существа, ибо какой же интерес и стимул жить в мире, где все исчерпывающим образом познано?
Если в каком сознании и имеет место абсолютно полное совпадение между субъектом и объектом – так это только в Божественном (Абсолютном) Сознании, если таковое существует. Правда, и в ряде религиозно-философских учений (например, у Эриугены, Шеллинга, Бердяева) можно встретить еретическую мысль о том, что и само Божество себя не знает, а нуждается в познавательных усилиях человека для своего самопознания.
Что же касается второго вопроса, то можно выделить три основных варианта его решения.
Первый из них, восходя еще к позиции просвещенческого «гносеологического оптимизма», постулирует необратимый линейный прогресс наших знаний о мире и о самих себе, уходящий в «светлую бесконечность». Самым зримым проявлением такого прогресса является рост общего массива наших научных знаний, который удваивается теперь каждые 2-3 года, а также несомненный прогресс техники, особенно электронно-вычислительной.
Вторая позиция менее популярна. Она носит скорее пессимистический характер и связана с идеей «вечного возвращения» (даже упадка знания). В свое время ее высказали еще стоики, в 19 веке она была вновь реанимирована Ф. Ницше1, а в 20 столетии ее можно обнаружить у французского мыслителя традиционалистского направления Р. Генона. Последний утверждает упадочность современной науки и философии и настаивает на необходимости возвращении к сакральным традиционным знаниям, лежащим в истоках всех мировых религий2.
Гносеологическим основанием подобной позиции служит, во-первых, явление забвения многих научных гипотез, которые не оцениваются по достоинству современниками и забываются, дабы потом быть переоткрытыми как бы заново, и, во-вторых подтверждение ценности многих древних знаний средствами современной науки. Это особенно касается медицины, психологии, экологии. Суть такого «кругового» характера развития знания хорошо выражена в старом афоризме «новое – это хорошо забытое старое».
Наконец, третья позиция является в некотором роде синтезом линейности и цикличности, носит диалектический спиральный характер. С этой точки зрения, рост знания необратим, и никакого буквального "кругового" возвращения к первичному интегральному пра-знанию о мире, к гипотетической пра-культурной традиции, лежащей-де в основе всех современных земных культур и религий, быть не может. Но это не исключает возможности оправдания мудрости древних на новом уровне или, наоборот, квалификации какого-то научного знания как ложного, пусть даже и воспринимавшегося еще совсем недавно как абсолютно истинное и непроблематизируемое.
Можно выделить еще одну чрезвычайно интересную попытку интерпретировать историческую динамику субъект-объектных отношений. Она принадлежит П.А. Флоренскому3. По его мнению, восходящему к платоновской идее знания как припоминания, – вообще нет никакого исторического прогресса (или упадка) знаний в собственном смысле слова, а есть лишь временное опознание субъектом потенциально уже существующих в нем вечных и безусловных знаний, ибо, строго говоря, все содержится во всем (макрокосм тождественен микрокосму), и посему – чем пристальнее мы вглядываемся в черты субъекта познавательной деятельности, тем больше объектных содержаний мы в нем обнаруживаем; а чем больше приобретаем знаний об объектах – тем отчетливее проступает в них идеально-субъектное содержание. Мир в результате оказывается как бы пронизанным мыслью, а мысль – причастной к творению целых миров.
Какая из приведенных выше моделей динамики знания имеет больше прав на существование – покажет время, а мы обратимся к анализу общих характеристиках, в той или иной степени присущих любому виду знания.
Существует огромное разнообразие видов знания, что определяется спецификой познаваемых объектов, различием в методах получения знаний, а также своеобразием их хранения и передачи. Ниже мы специально проанализируем основные виды знания: научное, экзистенциальное, религиозное. Однако все виды знания включают в себя: моменты опосредствованного и непосредственного; личного и безличного; явного и не явного содержания. Рассмотрим эти характеристики несколько более подробно.
Для своего социального бытия, т.е. фиксации и передачи от одного индивидуального субъекта познавательной деятельности к другому, знание нуждается в обязательной объективации (или материальном опредмечивании). Объективированное знание есть ничто иное, как мир символов (или знаков) человеческой культуры – естественного языка, текстов различного рода, чертежей, формул, технических устройств, архитектурных сооружений и т.д. Символы культуры – мир овеществленного знания – опосредствуют отношения между индивидуальными познающими сознаниями, а также между познающим сознанием и его объектом.
Благодаря символам результаты индивидуальных познавательных актов делаются достоянием всего общества, а, с другой стороны, благодаря им индивиду поставляются всеобщие нормы и эталоны познавательной деятельности. Символический мир есть необходимое условие со-знания многих индивидуальных сознаний и бытия коллективного субъекта познания. Неслучайно немецкий философ Э. Кассирер определил человека как Homo symboliкum.
Важнейшая символическая система культуры – естественный язык, генетически предшествующий остальным символическим системам и выполняющий функции их универсального смыслового интерпретатора.1 По мере исторического развития человечества, символический мир культуры имеет тенденцию разрастаться и ветвиться за счет появления все новых и все более сложных символических систем с опасной тенденцией превращения в некий автономный и самоценный мир, уже независимый от сознания живого познающего субъекта. Человек рискует оказаться как бы «закукленным» в холодной колбе символических миров с малоприятной перспективой превращения в придаток самоорганизующихся машинно-символических систем. Появление компьютера и феномена виртуальной реальности – очередной шаг в придании знанию тотально опосредованного характера, отчужденного от живого психологического субъекта.
Правда, при внимательном рассмотрении выясняется, что существуют такие виды знания, которые полностью объективировать невозможно в принципе (искусство, религиозное и мистическое знание). Они обязательно нуждаются в живых творческих актах и живом контакте сознаний. Более того, даже в науках логико-математического цикла, как показывают последние гносеологические исследования, непосредственная компонента играет очень важную роль. Научные открытия сам по себе компьютер не совершает, а в подготовке ученого всему через символы не обучишь. В частности, всегда нужен непосредственный личностный контакт «учитель-ученик», дабы первый передал второму сокровенные тайны научной профессии.
Отсюда можно сделать следующий принципиальный вывод: во всех видах знания существуют и непосредственные, и опосредствованные компоненты, но в разных пропорциях. Культ опосредствованного символами знания – есть плод новоевропейской цивилизации трех последних веков. Опасный крен в сторону его абсолютизации должен будет рано или поздно смениться пониманием значимости непосредственного знания. Здесь европейской культуре явно есть чему поучиться у традиционных культур Востока.1 Природу непосредственных видов знания у нас еще будет возможность обсудить ниже.
В любом знании всегда есть безличные, как бы надперсональные компоненты. Особенно явно эта безличная составляющая знания присутствует в естественных и технических науках с их ориентацией на принудительное доказательство и однозначно понимаемые тексты. Идеал безличного знания составлял классический европейский идеал научности и наиболее зримое философское воплощение получил в гегелевском панлогизме (в попытке свести все знание к логическому самодвижению абсолютной идеи), а в 20 веке – в концепции так называемой «теории познания без познающего субъекта» К. Поппера.
Однако недопустимость абсолютизации надперсональных характеристик знания со всей отчетливостью обнаружилась в философско-культурологических исследованиях конца XIX – начала XX веков. Отдадим здесь должное экзистенциальной традиции философствования, которая, начиная с романов Ф.М. Достоевского и работ С. Кьеркегора, обратила, по меткому замечанию Ж.П. Сартра, внимание на то, что "существующий человек не может быть ассимилирован системой идей; хотя о страдании можно говорить и думать, оно ускользает от познания постольку, поскольку оно претерпевается в себе и для себя, и знание (имеется в виду именно доказательное надперсональное знание – прим. авт) бессильно его преобразить" 2.
Со второй же половины ХХ века стало окончательно ясно, что не только в эмоциональном опыте, но и в любом научном знании всегда присутствует личностное начало ученого – его вера, страстность, готовность до конца отстаивать свои научные убеждения. Ни одно открытие в науке не совершалось равнодушными людьми, и до сих пор открытым остается вопрос: была бы создана классическая механика без личности И. Ньютона, а специальная теория относительности – без личности А. Эйнштейна? Серьезные доказательства в пользу огромного значения личностного начала в науке – в противовес позиции К. Поппера - приведены в известной монографии М. Полани «Личностное знание»1.
Верно и обратное – в самых, казалось бы, личностно окрашенных видах опыта, например, мистическом и художественном – всегда присутствуют надперсональные компоненты. У художника – это его профессионально-технические умения (знание нотной грамоты у музыканта или качества красок у художника); у мистика – общие для всей мистической традиции навыки медитативного сосредоточения и языковые механизмы передачи этого непосредственного опыта чужому сознанию.
Знание характеризуется также наличием явной (прозрачной для сознания) и неявной (скрытой от него) компоненты. Европейский рационализм всегда верил в то, что любое знание можно подвергнуть процедуре рациональной рефлексии и тем самым сделать явным. Однако в результате гносеологических, психологических и историко-научных исследований последнего времени выяснилось, что в знании любого типа, особенно личностно-экзистенциального плана, всегда есть компонента, непрозрачная для его носителей. Более того, в знании есть такая скрытая компонента, которая в принципе недоступна для самого индивида. Требуется усилие другого сознания, дабы сделать это неявное знание явным для его носителя. В науке большую роль в открытии подобных компонентов опыта сыграли знаменитые психоаналитические исследования З. Фрейда и К.Г. Юнга.
К неявной компоненте, помимо индивидуального и коллективного бессознательного, можно также отнести исторические предрассудки и установки в познании, а также отличительные черты культурно-национального существования, как они незримо проявляются в познавательных и ценностных приоритетах, в особенностях языка, быта и т.д. Любопытно, что роль последних достаточно велика и в науке. Например, известный русский мыслитель-евразиец П.Н. Савицкий довольно убедительно обосновал интересную закономерность: в силу разницы географических и культурно-национальных условий в европейской культуре развивалась преимущественно физическая география, а русская географическая наука прославилась в связи с успехами в «ботанически-почвенных» исследованиях.1
Следующий любопытный факт: сравнительная грамматическая бедность английского языка несомненно оказала имплицитное влияние на преимущественно эмпиристскую ориентацию англо-американской философии; и, наоборот, немецкий язык словно специально создан для построения сложных метафизических систем типа гегелевской или кантовской. Анализ неявного знания особенно важен в процедурах понимания текстов и в актах общения, а также в ситуациях межкультурного диалога. Чаще всего именно неучет неявной компоненты в знании лежит в основе разного рода коммуникативных затруднений и межличностных проблем. Отсюда такое внимание к неявному – бессознательному и дорефлексивному – знанию в современной философии.
Наличие фундаментальных бинарных характеристик в человеческом знании обеспечивает, с одной стороны, его единство, а, с другой, многомерное и поливариантное существование. В принципе, все различия между видами знания (научным, философским, религиозным, обыденным, техническим и т.д.) могут быть объяснены различным удельным весом и различным сочетанием тех или иных его противоположных свойств.
Так, эмоциональное знание будет отличаться преобладанием непосредственных и глубоко личностных, но при этом - в подавляющем большинстве случаев - неявных компонентов. Мистический же опыт всегда личностен, непосредственен, но при этом всегда явственен для адепта (как бы оче-виден для него), недаром любой мистик никогда не путает его со смутными и хаотичными галлюцинациями. Чувственно-перцептивное знание (скажем, в форме восприятия) - глубоко личностно, так же как знание эмоциональное и знание мистическое, но в отличие от первого – фундаментально опосредствовано влиянием языка и социального окружения; а в отличие от второго – еще и перегружено неявными компонентами. Дальнейший анализ различных видов знания по трем этим, попарно бинарным, характеристикам может, при желании, продолжить сам читатель.
Учитывая же особую значимость языка в осуществлении познавательной деятельности, целесообразно более подробно остановиться на его природе и функциональных характеристиках.
- Университетские лекции
- Раздел II. Онтология 263
- Раздел III. Теория познания 514
- Раздел IV. Аксиология 777
- Юбилейное слово к 250-летию Московского университета им. М.В. Ломоносова: «о метафизическом статусе Московского университета»
- Предисловие авторов
- Раздел 1. Предметное самоопределение философии Лекция 1. Введение в предмет.
- 1. Сложности восприятия предмета философии: круги и парадоксы понимания.
- 2. Проблема соотношения теории и истории философии
- 3. Самооправдание философии или несколько слов о ее практической пользе
- 4. Метафизическая сущность и структура философии
- 1. Онтологический уровень.
- 2. Гносеологический уровень.
- 3. Аксиологический уровень.
- 4. Праксеологический уровень.
- Лекция 2. Основные источники возникновения философии.
- 1. Любовь к мудрости как источник и сущность философии.
- 2. Философия и миф
- Лекция 3. Социокультурные предпосылки становления философии
- 1. От мифа к философии
- 2. Философия и литература
- 3. Между наукой и искусством.
- 4. Философия и религия
- Лекция 4. Становление и развитие метафизической структуры философии
- 1. Разработка понятия метафизики в античности. Метафизика и онтология.
- 1.1. Поиски субстанциального начала бытия
- 1.2. Проблема бытия и мышления
- 2. Развитие метафизики в средние века: онтология и теология, Бог и Человек
- Лекция 5. Особенности развития классической философии
- 1. Социокультурные условия становления и основные черты классической философии
- 2. Основные модели классической философии
- 2.1. Рационализм
- 2.2. Эмпиризм.
- 2.3. Просветительство
- 3. Расцвет и кризис классической философии
- 3.1. Критика догматической философии и. Кантом
- 3.2. Онтология Гегеля как диалектика абсолюта
- Лекция 6. Двойственный характер философского знания
- 1. Философия как рационально-теоретическое сознание
- 2. Философия как теоретическое мировоззрение
- 3. Функции философии
- Лекция 7. Место философии в культуре и особенности ее самовыражения
- 1. Взаимоотношения философии с религией и искусством
- 2. Особенности исходного базиса философии
- 3. Специфика языка в философии
- 4. Проблема самообоснования философии
- Лекция 8. Диалогичность философии
- 1. Гуманитарная сущность философии и диалог как форма ее самовыражения
- 2. Философия как предельная интерпретация
- Раздел II. Онтология Лекция 9. Базовые категории онтологии.
- 1. Категория бытия. Диалектика бытия и небытия.
- 2. Субстанция и ключевые ходы классической онтологической мысли.
- 3. Вещь, свойство, отношение.
- Лекция 10. Структурная организация бытия
- 1. Соотношение части и целого: принцип системности
- 2. Разнообразие структурных уровней бытия
- 3. Модели единства мира
- Лекция 11. «Неклассические онтологии второй половины 19 – 20 веков: иерархические модели бытия»
- 1. Кризис классических онтологических моделей
- 2. Учение о формах движения материи у ф. Энгельса и разработка онтологических проблем в диалектическом материализме
- 3. Слои бытия н. Гартмана.
- Лекция 12. «Неклассические онтологии второй половины 19 – 20 веков: экзистенциально-антропологические модели и русская софиология»
- 1. Антропологические версии онтологии хх века.
- 2. Фундаментальная онтология м. Хайдеггера.
- 3. Интегральные онтологические модели. Русская софиология.
- Лекция 13 . Движение как атрибут бытия.
- 1. Проблема движения в истории философии и логические векторы ее решения
- 2. Диалектика и метафизика. Движение как сущность бытия.
- 3. Движение и развитие. Проблема прогресса.
- 4. Основные модели развития.
- Лекция 14. Диалектика бытия: развитие и законы диалектики.
- 1. Развитие и детерминизм
- 2. Законы диалектики: материализм или идеализм?
- 3. Закон отрицания отрицания
- 4. Закон перехода количественных изменений в качественные.
- 5. Закон взаимодействия противоположностей.
- Лекция 15. Диалектика бытия: развитие, порядок, свобода.
- 1. Принцип детерминизма. Детерминизм и индетерминизм.
- 2. Основные детерминационные связи
- 3. Категории детерминизма
- 4. Сущность и грани свободы
- 5. Опыт диалектического определения: свобода и ее иное.
- 6. Бытийные измерения свободы
- 6.1. Этическое измерение свободы
- 6.2. Познавательный аспект свободы
- 6.3. Экзистенциальное измерение свободы
- 6.4. Политическая грань свободы
- 6.5. Экономические аспекты свободы
- Лекция 16. Пространство и время
- 1. Становление представлений о пространстве и времени в человеческой культуре
- 2. Основные парадигмы истолкования пространства и времени
- Лекция 17. Разнообразие пространственно-временных уровней бытия
- 1. Социокультурное восприятие времени и пространства
- 2. "Нефизические" представления о времени и пространстве в естественных науках
- 3. Духовно-экзистенциальное и духовно-культурное время и пространство.
- Раздел III. Теория познания Лекция 18. Предмет и основные проблемы теории познания
- 1. Место и значение теории познания в философии и человеческой культуре
- 2. Метафизичность теории познания и ее соотношение с частными когнитивными дисциплинами.
- 3. Фундаментальные проблемы и основные категории теории познания
- 1. «Пессимистические доктрины».
- 2. Конструктивные теоретико-познавательные доктрины.
- 2.1. Реалистические доктрины
- 2.1.1. Наивный реализм.
- 2.1.2. Натурализм
- 2.1.3. Праксеологические концепции.
- 3. «Платонические»1 теории познания.
- 4. Имманентистские теории
- 4.1.Имманентный субъективизм
- 4.2.Имманентный объективизм3.
- 4.3. Платонический имманентизм
- 5. Трансцендентализм
- 6. Современная гносеологическая ситуация
- Лекция 20. Субъект и объект познания. Сущность знания и его атрибутивные характеристики.
- 1. Критика субъект-объектной дихотомии и ее ограниченность.
- 2. Объект познания
- 3. Субъект познания
- 4. Сущность, общая динамика и основные характеристики знания.
- Лекция 21. Язык и познание
- 1. Специфика научного и философского осмысления феномена языка.
- 2. Базовые характеристики языка как целостной системы
- 3. Функции языка.
- 4. Функциональные модальности языка.
- 5. Онтологический философский подход к языку
- Лекция 22. Сознание как объект гносеологических исследований
- 1. Методологические трудности изучения сознания.
- 1.1. Самоочевидность и ускользающая предметность
- 1.2. Сложности исследования сознания
- 2. Основные антиномии сознания
- 3. Определение сознания
- Лекция 23. Структура сознания.
- 1. Основные сферы сознания.
- 2. Уровни сознания. Феномены бессознательного и сверхсознательного
- 3. Системообразующая "ось" сознания. Понятия о глубинном и эмпирическом «я»
- 4. Диалектика развития представлений о собственном "я".
- Лекция 24. Онтологический статус явлений сознания. Проблема идеального.
- 1. Идеальность сознания
- 2. Идеальность природных процессов
- 3. Материальность сознания.
- 4. Перспективы исследования сознания.
- Лекция 25. Чувственное и рациональное в познании. Виды рационального познания.
- 1. Становление проблемы: источник и объективность знания
- 1.1. Сенсуалистические варианты решения
- 1.2. Рационалистическая позиция
- 2. Чувственное познание. Проблема первичных и вторичных качеств.
- 3. Аспекты рациональности. Иррационализм и его разновидности.
- 3.1. Вненаучный иррационализм.
- 3.2. Научный иррационализм.
- 3.3. Философский иррационализм.
- 4. Виды рационального познания.
- 4.1. Логико-понятийное рациональное познание.
- 4.2. Логическое мышление
- 4.3. Ценностно-гуманитарное познание2.
- Лекция 26. Внерациональные виды опыта
- 1. Интуитивное знание в обыденном опыте, в науке и в философии.
- 1.1. Чувственная интуиция.
- 1.2. Эмоциональная интуиция (эмпатия).
- 1.3. Рациональная (интеллектуальная) интуиция.
- 2. Мистическое знание
- 3. Религиозное знание
- 4. Экзистенциально-жизнеустроительное знание.
- 5. Природа экзистенциальных категорий.
- Сомнение и неудовлетворенность.
- Раздражение и негодование.
- Страх и трепет.
- Уныние и страдание, восторг и радость.
- Соизмеримость и подозрительность.
- Смирение и самоуничижение.
- Вместимость и всеядность.
- Свободное самоопределение и иерархическое служение.
- Дерзание и терпение.
- Подвижность и равновесие.
- Мужество и сострадание.
- Лекция 27. Истина в теории познания.
- 1. Аспекты категории «истина».
- 1.1.Онтологический аспект.
- 1.2.Логико-семантический аспект.
- 1.3.Ценностно-экзистенциальный аспект.
- 2. Гносеологическое понимание истины и ее концепции в истории философии.
- 2.1. Классическая (или корреспондентская) концепция.
- 2.2.Априористская концепция.
- 2.4. Когерентная теория истины.
- 2.5. Прагматистская концепция.
- 2.6 Конвенционалистская концепция.
- 2.7. Экзистенциалистские концепции.
- 3. Истина и формы ее инобытия.
- Истина и мнение.
- Истина и ложь, истина и заблуждение.
- 3.1. Процессуальность истины
- Исторический план
- Логический план.
- Экзистенциальный план.
- 4. Критерии истины.
- 4.1.Практика как критерий истины
- 4.2. Эмпирические критерии истины
- 4.3. Логические критерии
- 4.4. Специфицированные теоретические критерии
- 4.5. Красота как критерий истины
- 5. Проблема универсальных критериев истины.
- Синтетичность.
- Этичность.
- Экологичность.
- Открытость.
- Личностность.
- Раздел IV. Аксиология Лекция 28. Предмет аксиологии и ее место в рамках метафизики.
- 1. Специфика ценностного отношения к миру
- 2. Ценность и бытие. Ценность и истина.
- 3. Функции ценностей
- 4. Ценностная рефлексия и истоки рождения аксиологии
- Лекция 29. Становления аксиологии и её основные программы
- 1. Кризис традиционных религий и “просвещенческих” идеалов на рубеже х1х- хх веков.
- 2.Основные аксиологические парадигмы до эпохи ценностного кризиса
- 2.1. Софистическо-скептическая и платоническая альтернативы. Специфика восточной аксиологии
- 2.2. Синтетическая аксиологическая концепция Рерихов
- 2.3. Развитие платонической парадигмы в аксиологии
- 2.4. Развитие софистически-скептической линии в аксиологии
- 3. Ницшеанский опыт “переоценки” всех ценностей
- 4. Основные теории ценностей после Ницше.
- Г. Риккерт
- Н. Гартман
- Аксиологический натурализм э. Геккеля
- Социобиологическая аксиология к. Лоренца
- Психоаналитическая аксиология Юнга
- Социоцентрические аксиологии
- Трансцендентально-феноменологические аксиологии
- Синтетическая аксиология м. Шелера
- Лекция 30. Многомерность ценностного бытия. Идеальная природа ценности.
- 1. Парадоксальность ценностного бытия: четыре вывода.
- 2. Ценностный акт: попытка интегрального подхода
- 3. Идеальность ценности
- Лекция 31. Виды и свойства ценностей
- 1. Метафизические основания аксиологии
- 1.1. Иерархичность.
- 1.2. Бинарность ценностных модальностей
- 1.3. Запрет на инверсию ценностных полюсов.
- 1.4. Соподчинение позитивных и, соответственно, негативных ценностей.
- 1.5. Практическая направленность царства ценностей.
- 1.6. Наличие идеала
- 2. Основные подходы к классификации ценностей. Виды ценностей.
- 2.1. Витальные ценности.
- 2.2. Социальные ценности.
- 2.3. Духовные ценности.
- 3. Синтетические ценностные идеи в русской культуре. Основные аксиологические постулаты.
- Лекция 32. Диалектика ценностных максим
- 1. Методологические проблемы и принципы исследования ценностей
- 2. Объективное и субъективное в ценностном бытии
- 3. Абсолютное и относительное в ценностях
- 4. Общечеловеческое и национальное в бытии ценностных максим
- Лекция 33. Высшие ценности и их носители.
- 1. Псевдоидеалы и антиидеалы.
- 2. Идеал и его функции в сфере ценностей
- 3. Святыня, её метафизические лики и значение в культуре