2.4. Развитие софистически-скептической линии в аксиологии
Прежде чем перейти к исследованию позиции извечного оппонента платонизма в лице софистически-скептической линии философствования, скажем несколько слов о как бы “промежуточной” аксиологической доктрине стоиков и их вкладе в философскую теорию ценностей.
Понятие ценности не отличается у них от традиционных античных представлений о благе и добродетели. Однако ценности, в отличие от Платона, не мыслятся стоиками вне человеческих актов “избегания” и “предпочтения”, т.е. вне отчетливо антропологического измерения их бытия. Соответственно, им принадлежит одна из первых эмпирических классификаций ценностей, построенная на этом бинарном основании: “Итак, предпочтительное - это то, что имеет ценность: например, такие душевные свойства, как дарование, искусство, совершенствование и тому подобное, или такие телесные свойства, как жизнь, здоровье, сила, благосостояние, безущербность, красота и многое другое... Избегаемое - это такие душевные свойства, как неблагодарность, неискусность и прочее...А не предпочтительное и не избегаемое - это все, что не содержит ни того, ни другого”1.
Очевидно, что у стоиков еще смешаны носители ценностей и сами ценностные представления, а также отсутствует какая-либо объективная стратификация ценностей. Заслуживает также внимания следующая мысль, приписываемая Диогеном Лаэртским Хрисиппу: “А ценность, по их словам, есть, во-первых, свойственное всякому благу содействование согласованной жизни; и, во-вторых, некоторое посредничество или польза, содействующая жизни, согласной с природой...”2 Этот фрагмент позволяет квалифицировать стоиков в качестве идейных предшественников последующих натуралистических и социоцентрических аксилогических доктрин.
Со стоическим тезисом о невозможности существования ценностей вне человека вполне согласны софисты и скептики, но у них ценностный антропоцентризм, заложенный протагоровским тезисом о человеке “как мере всех вещей”, доводится до крайней релятивистской позиции. Нельзя не только установить объективных онтологических источников ценностных представлений ни в природе, ни в самом человеке, но сами эти представления целиком субъективны и лишены какой-либо общезначимости. Надо отдать должное античным скептикам: они сумели вычленить вполне реальные причины, обусловливающие субъективность и релятивность многих человеческих идей, их “человекоразмерный” характер. К факторам, релятивизирующим ценностные представления, которые сумели вычленить скептики, и сегодня, спустя более 2 тысяч лет, практически нечего добавить.
В самом деле, разве не зависят, скажем, наши представления о полезном и добром от возраста и от конкретных психологических состояний (троп 4 из “Трех книг пирроновых положений” Секста Эмпирика)?
И разве не меняются наши ценностные представления и производимые на их основе акты оценки в зависимости от конкретных жизненных ситуаций, в том числе и от частоты их повторения?
И разве из-за этого у разных людей одни и те же вещи и события не будут вызывать совершенно разные, подчас противоположные, реакции и оценки? “Итак, раз одни и те же вещи, - пишет в этой связи Секст Эмпирик, - кажутся либо поразительными или ценными, либо вовсе не такими, смотря по постоянному или редкому их появлению, мы....сможем, пожалуй, сказать, каковой кажется всякая вещь, ...но мы не в состоянии утверждать, какова в чистом виде каждая из внешних вещей”1.
В 9 и 10 тропах того же произведения подчеркивается существенная зависимость нашего ценностного бытия (особенно нравственного) от специфики культурного контекста - обычаев, законов, традиций, философских и религиозных воззрений, несхожих в разных странах и у разных народов.
Отсюда следует итоговый вывод скептиков: “Если и этот троп указывает на такой огромный разнобой в вещах, мы не сможем сказать, каковым является по природе подлежащее суждению, но только можем сказать, каковым является оно по отношению к данному поведению жизни, к данному закону, к данному обычаю... Таким образом, и через этот троп необходимо воздержаться от суждения о природе вне лежащих вещей”2.
Таким образом, софистически-скептическая позиция в аксиологии постулирует субъективный и глубоко относительный характер ценностей, меняющихся не только от эпохи к эпохе, от культуры к культуре и от человека к человеку, но не обладающих устойчивостью даже в индивидуальном человеческом бытии.
У всех людей свои ценности, да они еще и радикально изменяются у каждого из них во времени. По мысли скептиков, подобная релятивистская констатация заставляет воздерживаться от любых утвердительных суждений и должна - в идеале - приводить к состоянию умудренной безмятежности. Однако из тезиса о сугубой относительности человеческих ценностей могут быть сделаны и совсем другие, гораздо более прозаические выводы. Они и были сделаны в рамках гедонистической и отчасти эпикурейской традиции: если нет никаких рациональных оснований для ценностного долженствования и исповедования всеобщих ценностей, то единственной целью и ценностью человеческого бытия может и должно быть только то, что каждому непосредственно дано и непосредственно очевидно - получение разнообразных удовольствий, прежде всего телесных.
Концепция, отождествляющая ценность с психологическим переживанием удовольствия (“ценно то, что дарует человеку удовольствие”; “желаемо субъектом” “не ценно то, что приносит страдание”, “вызывает отторжение субъекта”) также сформировалась еще во времена античности и может быть названа психологической “теорией” ценностей.
Сегодня можно уверенно сказать, что эта доктрина, особенно в ее гедонистической версии - скорее достояние массового сознания, не отягощенного нравственной рефлексией (“философия обывателя”), нежели разделяемая кем-то серьезно теоретическая аксиологическая установка. Дело в том, что еще со времен античности гедонизм (и близкий к нему эвдемонизм) были подвергнуты сокрушительной критике. Одним из последних мыслителей, сделавших попытку в конце ХIХ - начале ХХ века построить философскую теорию ценностей на психологическом принципе удовольствия, был Х. Эренфельс. Обстоятельную и точную критику психологизма в аксиологии дали такие разные мыслители как М. Шелер1, Н.О.Лосский2, В.Франкл3 (на их собственных теоретических воззрениях мы еще остановимся ниже).
Таков основной спектр теоретических подходов к проблеме ценностей, критический анализ которого предпринимает Ф.Ницше. Что же так потрясло в его подходе современников и как они ответили на теоретический вызов германского мыслителя?
- Университетские лекции
- Раздел II. Онтология 263
- Раздел III. Теория познания 514
- Раздел IV. Аксиология 777
- Юбилейное слово к 250-летию Московского университета им. М.В. Ломоносова: «о метафизическом статусе Московского университета»
- Предисловие авторов
- Раздел 1. Предметное самоопределение философии Лекция 1. Введение в предмет.
- 1. Сложности восприятия предмета философии: круги и парадоксы понимания.
- 2. Проблема соотношения теории и истории философии
- 3. Самооправдание философии или несколько слов о ее практической пользе
- 4. Метафизическая сущность и структура философии
- 1. Онтологический уровень.
- 2. Гносеологический уровень.
- 3. Аксиологический уровень.
- 4. Праксеологический уровень.
- Лекция 2. Основные источники возникновения философии.
- 1. Любовь к мудрости как источник и сущность философии.
- 2. Философия и миф
- Лекция 3. Социокультурные предпосылки становления философии
- 1. От мифа к философии
- 2. Философия и литература
- 3. Между наукой и искусством.
- 4. Философия и религия
- Лекция 4. Становление и развитие метафизической структуры философии
- 1. Разработка понятия метафизики в античности. Метафизика и онтология.
- 1.1. Поиски субстанциального начала бытия
- 1.2. Проблема бытия и мышления
- 2. Развитие метафизики в средние века: онтология и теология, Бог и Человек
- Лекция 5. Особенности развития классической философии
- 1. Социокультурные условия становления и основные черты классической философии
- 2. Основные модели классической философии
- 2.1. Рационализм
- 2.2. Эмпиризм.
- 2.3. Просветительство
- 3. Расцвет и кризис классической философии
- 3.1. Критика догматической философии и. Кантом
- 3.2. Онтология Гегеля как диалектика абсолюта
- Лекция 6. Двойственный характер философского знания
- 1. Философия как рационально-теоретическое сознание
- 2. Философия как теоретическое мировоззрение
- 3. Функции философии
- Лекция 7. Место философии в культуре и особенности ее самовыражения
- 1. Взаимоотношения философии с религией и искусством
- 2. Особенности исходного базиса философии
- 3. Специфика языка в философии
- 4. Проблема самообоснования философии
- Лекция 8. Диалогичность философии
- 1. Гуманитарная сущность философии и диалог как форма ее самовыражения
- 2. Философия как предельная интерпретация
- Раздел II. Онтология Лекция 9. Базовые категории онтологии.
- 1. Категория бытия. Диалектика бытия и небытия.
- 2. Субстанция и ключевые ходы классической онтологической мысли.
- 3. Вещь, свойство, отношение.
- Лекция 10. Структурная организация бытия
- 1. Соотношение части и целого: принцип системности
- 2. Разнообразие структурных уровней бытия
- 3. Модели единства мира
- Лекция 11. «Неклассические онтологии второй половины 19 – 20 веков: иерархические модели бытия»
- 1. Кризис классических онтологических моделей
- 2. Учение о формах движения материи у ф. Энгельса и разработка онтологических проблем в диалектическом материализме
- 3. Слои бытия н. Гартмана.
- Лекция 12. «Неклассические онтологии второй половины 19 – 20 веков: экзистенциально-антропологические модели и русская софиология»
- 1. Антропологические версии онтологии хх века.
- 2. Фундаментальная онтология м. Хайдеггера.
- 3. Интегральные онтологические модели. Русская софиология.
- Лекция 13 . Движение как атрибут бытия.
- 1. Проблема движения в истории философии и логические векторы ее решения
- 2. Диалектика и метафизика. Движение как сущность бытия.
- 3. Движение и развитие. Проблема прогресса.
- 4. Основные модели развития.
- Лекция 14. Диалектика бытия: развитие и законы диалектики.
- 1. Развитие и детерминизм
- 2. Законы диалектики: материализм или идеализм?
- 3. Закон отрицания отрицания
- 4. Закон перехода количественных изменений в качественные.
- 5. Закон взаимодействия противоположностей.
- Лекция 15. Диалектика бытия: развитие, порядок, свобода.
- 1. Принцип детерминизма. Детерминизм и индетерминизм.
- 2. Основные детерминационные связи
- 3. Категории детерминизма
- 4. Сущность и грани свободы
- 5. Опыт диалектического определения: свобода и ее иное.
- 6. Бытийные измерения свободы
- 6.1. Этическое измерение свободы
- 6.2. Познавательный аспект свободы
- 6.3. Экзистенциальное измерение свободы
- 6.4. Политическая грань свободы
- 6.5. Экономические аспекты свободы
- Лекция 16. Пространство и время
- 1. Становление представлений о пространстве и времени в человеческой культуре
- 2. Основные парадигмы истолкования пространства и времени
- Лекция 17. Разнообразие пространственно-временных уровней бытия
- 1. Социокультурное восприятие времени и пространства
- 2. "Нефизические" представления о времени и пространстве в естественных науках
- 3. Духовно-экзистенциальное и духовно-культурное время и пространство.
- Раздел III. Теория познания Лекция 18. Предмет и основные проблемы теории познания
- 1. Место и значение теории познания в философии и человеческой культуре
- 2. Метафизичность теории познания и ее соотношение с частными когнитивными дисциплинами.
- 3. Фундаментальные проблемы и основные категории теории познания
- 1. «Пессимистические доктрины».
- 2. Конструктивные теоретико-познавательные доктрины.
- 2.1. Реалистические доктрины
- 2.1.1. Наивный реализм.
- 2.1.2. Натурализм
- 2.1.3. Праксеологические концепции.
- 3. «Платонические»1 теории познания.
- 4. Имманентистские теории
- 4.1.Имманентный субъективизм
- 4.2.Имманентный объективизм3.
- 4.3. Платонический имманентизм
- 5. Трансцендентализм
- 6. Современная гносеологическая ситуация
- Лекция 20. Субъект и объект познания. Сущность знания и его атрибутивные характеристики.
- 1. Критика субъект-объектной дихотомии и ее ограниченность.
- 2. Объект познания
- 3. Субъект познания
- 4. Сущность, общая динамика и основные характеристики знания.
- Лекция 21. Язык и познание
- 1. Специфика научного и философского осмысления феномена языка.
- 2. Базовые характеристики языка как целостной системы
- 3. Функции языка.
- 4. Функциональные модальности языка.
- 5. Онтологический философский подход к языку
- Лекция 22. Сознание как объект гносеологических исследований
- 1. Методологические трудности изучения сознания.
- 1.1. Самоочевидность и ускользающая предметность
- 1.2. Сложности исследования сознания
- 2. Основные антиномии сознания
- 3. Определение сознания
- Лекция 23. Структура сознания.
- 1. Основные сферы сознания.
- 2. Уровни сознания. Феномены бессознательного и сверхсознательного
- 3. Системообразующая "ось" сознания. Понятия о глубинном и эмпирическом «я»
- 4. Диалектика развития представлений о собственном "я".
- Лекция 24. Онтологический статус явлений сознания. Проблема идеального.
- 1. Идеальность сознания
- 2. Идеальность природных процессов
- 3. Материальность сознания.
- 4. Перспективы исследования сознания.
- Лекция 25. Чувственное и рациональное в познании. Виды рационального познания.
- 1. Становление проблемы: источник и объективность знания
- 1.1. Сенсуалистические варианты решения
- 1.2. Рационалистическая позиция
- 2. Чувственное познание. Проблема первичных и вторичных качеств.
- 3. Аспекты рациональности. Иррационализм и его разновидности.
- 3.1. Вненаучный иррационализм.
- 3.2. Научный иррационализм.
- 3.3. Философский иррационализм.
- 4. Виды рационального познания.
- 4.1. Логико-понятийное рациональное познание.
- 4.2. Логическое мышление
- 4.3. Ценностно-гуманитарное познание2.
- Лекция 26. Внерациональные виды опыта
- 1. Интуитивное знание в обыденном опыте, в науке и в философии.
- 1.1. Чувственная интуиция.
- 1.2. Эмоциональная интуиция (эмпатия).
- 1.3. Рациональная (интеллектуальная) интуиция.
- 2. Мистическое знание
- 3. Религиозное знание
- 4. Экзистенциально-жизнеустроительное знание.
- 5. Природа экзистенциальных категорий.
- Сомнение и неудовлетворенность.
- Раздражение и негодование.
- Страх и трепет.
- Уныние и страдание, восторг и радость.
- Соизмеримость и подозрительность.
- Смирение и самоуничижение.
- Вместимость и всеядность.
- Свободное самоопределение и иерархическое служение.
- Дерзание и терпение.
- Подвижность и равновесие.
- Мужество и сострадание.
- Лекция 27. Истина в теории познания.
- 1. Аспекты категории «истина».
- 1.1.Онтологический аспект.
- 1.2.Логико-семантический аспект.
- 1.3.Ценностно-экзистенциальный аспект.
- 2. Гносеологическое понимание истины и ее концепции в истории философии.
- 2.1. Классическая (или корреспондентская) концепция.
- 2.2.Априористская концепция.
- 2.4. Когерентная теория истины.
- 2.5. Прагматистская концепция.
- 2.6 Конвенционалистская концепция.
- 2.7. Экзистенциалистские концепции.
- 3. Истина и формы ее инобытия.
- Истина и мнение.
- Истина и ложь, истина и заблуждение.
- 3.1. Процессуальность истины
- Исторический план
- Логический план.
- Экзистенциальный план.
- 4. Критерии истины.
- 4.1.Практика как критерий истины
- 4.2. Эмпирические критерии истины
- 4.3. Логические критерии
- 4.4. Специфицированные теоретические критерии
- 4.5. Красота как критерий истины
- 5. Проблема универсальных критериев истины.
- Синтетичность.
- Этичность.
- Экологичность.
- Открытость.
- Личностность.
- Раздел IV. Аксиология Лекция 28. Предмет аксиологии и ее место в рамках метафизики.
- 1. Специфика ценностного отношения к миру
- 2. Ценность и бытие. Ценность и истина.
- 3. Функции ценностей
- 4. Ценностная рефлексия и истоки рождения аксиологии
- Лекция 29. Становления аксиологии и её основные программы
- 1. Кризис традиционных религий и “просвещенческих” идеалов на рубеже х1х- хх веков.
- 2.Основные аксиологические парадигмы до эпохи ценностного кризиса
- 2.1. Софистическо-скептическая и платоническая альтернативы. Специфика восточной аксиологии
- 2.2. Синтетическая аксиологическая концепция Рерихов
- 2.3. Развитие платонической парадигмы в аксиологии
- 2.4. Развитие софистически-скептической линии в аксиологии
- 3. Ницшеанский опыт “переоценки” всех ценностей
- 4. Основные теории ценностей после Ницше.
- Г. Риккерт
- Н. Гартман
- Аксиологический натурализм э. Геккеля
- Социобиологическая аксиология к. Лоренца
- Психоаналитическая аксиология Юнга
- Социоцентрические аксиологии
- Трансцендентально-феноменологические аксиологии
- Синтетическая аксиология м. Шелера
- Лекция 30. Многомерность ценностного бытия. Идеальная природа ценности.
- 1. Парадоксальность ценностного бытия: четыре вывода.
- 2. Ценностный акт: попытка интегрального подхода
- 3. Идеальность ценности
- Лекция 31. Виды и свойства ценностей
- 1. Метафизические основания аксиологии
- 1.1. Иерархичность.
- 1.2. Бинарность ценностных модальностей
- 1.3. Запрет на инверсию ценностных полюсов.
- 1.4. Соподчинение позитивных и, соответственно, негативных ценностей.
- 1.5. Практическая направленность царства ценностей.
- 1.6. Наличие идеала
- 2. Основные подходы к классификации ценностей. Виды ценностей.
- 2.1. Витальные ценности.
- 2.2. Социальные ценности.
- 2.3. Духовные ценности.
- 3. Синтетические ценностные идеи в русской культуре. Основные аксиологические постулаты.
- Лекция 32. Диалектика ценностных максим
- 1. Методологические проблемы и принципы исследования ценностей
- 2. Объективное и субъективное в ценностном бытии
- 3. Абсолютное и относительное в ценностях
- 4. Общечеловеческое и национальное в бытии ценностных максим
- Лекция 33. Высшие ценности и их носители.
- 1. Псевдоидеалы и антиидеалы.
- 2. Идеал и его функции в сфере ценностей
- 3. Святыня, её метафизические лики и значение в культуре