Бенедикт (Барух) Спиноза
Бенедикт Спиноза (1632—1677) в отличие от Декарта придерживается монизма, рассматривая Вселенную как нечто, состоящее из одной субстанции (идея субстанционального единства мира), соединившей в себе духовное и материальное начала, являющейся причиной самой себе. Отвергал, таким образом, христианскую идею «творения Богом мира из ничего». Придерживался натуралистического пантеизма, рассматривал Бога безличным растворением в природе, за что подвергался при жизни различным гонениям со стороны церкви. Единая субстанция, по его мнению, обладала двумя характеристиками: протяженностью и мышлением. Мышление, таким образом, приписывалось всему, а не только человеку (см. гилозоизм). В своей философии большое место уделял пониманию диалектического единства вещей: конечного и бесконечного, единого и многого, свободы и необходимости («свобода есть осознанная необходимость», «истина открывает и саму себя, и ложь»).
- Вопрос 1 Античная натурфилософия.
- Вопрос 2 Эллинистическая философия
- Вопрос 3 Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля Философия Сократа
- Философия Аристотеля
- Средневековая философия
- Схоластика
- Вопрос 5 Философия Нового времени
- Основные представители Френсис Бэкон
- Томас Гоббс
- Рене Декарт
- Бенедикт (Барух) Спиноза
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Дэвид Юм
- Вопрос 6 Философия эпохи Просвещения Два центра: Бог и человек
- Основные идеи Возрожденческой Философии
- Вопрос 7 Немецкая Классическая философия
- Вопрос 8 Постклассическая философия
- Вопрос 9 Философия Воли и философия Жизни
- Вопрос 10 Марксизм. Позитивизм
- Вопрос 11 Неокантианство. Прагматизм
- Вопрос 12
- Русская религиозная философия 19-20вв.
- Л. Н. Толстой - признает ценность моральной составляющей религии, но отрицает богословские аспекты; отрицает любую власть; цель познания – поиск смысла жизни.
- Вопрос 13 Проблема человека в истории философии
- Вопрос 14 Смысл человеческого бытия
- Православное христианство
- Вопрос 15 Проблема свободы
- Вопрос 16 Концепция общества в истории философии
- Вопрос 18 Философская картина мира
- Вопрос 19 Научная картина мира
- Вопрос 20 Познание и сознание
- Научное
- Художественное
- Философское
- Религиозное
- Уровни познания
- Вопрос 21 Проблема сознания в истории философии
- Вопрос 22 Структура сознания
- Вопрос 23 Сознание и самосознание
- Вопрос 24 Сознание и бессознательное
- Вопрос 25 Идеальное и материальное сознание
- Вопрос 26 Основные идеи психоанализа з. Фрейда, теория архетипов к. Юнга Важнейшие направления психоанализа
- Техники (и этапы анализа)
- Структурная модель психики
- Топографическая модель психического аппарата
- Вопрос 27 Проблема познания в гносеологии
- Вопрос 28 Понятие истины (классическая и неклассическая теория истины)
- Вопрос 29 Проблема критериев истины
- Вопрос 30 Чувственное и рациональное познание
- Вопрос 31 Наука и техника
- Вопрос 32 Виды знания. Понятие науки.
- Вопрос 33 Структура научного знания
- Вопрос 34 Развитие Науки. Понятие научной революции.
- Вопрос 35 Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание.
- Вопрос 36 Духовная сфера общества.
- Вопрос 37 Понятие исторического процесса. Личность в обществе и истории.
- Вопрос 38 Линейные и циклические концепции истории.
- Вопрос 39 Понятие общественного прогресса.
- Вопрос 40 Культура и цивилизация
- Вопрос 41 Формационная и цивилизационная концепция истории.
- Вопрос 42 Индивид, личность, индивидуальность.
- Вопрос 43 Социальная сфера общества.
- Вопрос 44 Экономическая сфера общества
- Вопрос 45 Сознание и мозг
- Вопрос 46 Мышление и язык
- Вопрос 47 Сциентизм и антисциентизм. Силедка и антисиледка.
- Вопрос 48 Политическая и правовая сферы общества.
- Вопрос 49 Понятия бытия, его смысл и познавательное значение.
- Вопрос 50 Категория бытия в истории философии
- Вопрос 51 Становление философии. Философия и мифология.
- Вопрос 52 Типология философских учений
- Вопрос 53 Функции философии
- Вопрос 54 Структура философского знания.
- Вопрос 55 Мировоззрение, его сущность, структура и функции.
- Вопрос 56 Глобальные проблемы современного человечества.