logo
Философия v1

Вопрос 13 Проблема человека в истории философии

Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд.

человек является и субъектом, и объектом философского познания. Какими бы конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и устремленность к решению насущных человеческих проблем. (ЭТО ТУШКА С ОРГАНАМИ, МОЗГОМ, МЫСЛЯМИ, ДУШОЙ И КУЧЕЙ АМБИЦИЙ)

какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.

Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторические периода:

1) изучение человека метафизикой (античность).

2) изучение человека теологией (средневековье),

3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).

4) изучение человека биологией.

Первые представления о человеке возникают в мифологическом и религиозном сознании. В верованиях древних людей представляет собой лишь "младшего родственника" природных объектов. Это проявляется в тотемизме - форме первобытных верований, по которой между людьми, растениями и животными есть «кровное родство»

Первый философский взгляд на проблему человека - древневосточная философия.

Важнейшей особенностью древневосточной философии было то, что каждый человек ценился не сам по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого единства. Человек отождествлялся с природой.

Античная философия. Алкмеон из Кротона первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.

Протагор (5 в. до н.э.), человек от природы наг, разут, раздет и безоружен. Он может поддержать себя только благодаря различным «средствам» (огонь, оружие, МОСК, бла-бла-бла), которые ему «даруют боги».

Античная философия человек как самостоятельная ценность и имеет право на активность и инициативу.

Сократ – основоположник западноевропейской Философии человека, и этики тоже. Его интересовал внутренний мир человека, душа и добродетели. Его же вывод : "добродетель есть знание", т.е. если человек познает сущность добра и прочего, то он не будет совершать зла. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью.

Платон - идея о том, что человек не просто единство души и тела, но что душа - та субстанция, делающая человека человеком. От качества души зависит общая характеристика человека. По его мнению, существует "иерархия душ", на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем - душа тирана(НИХ*Я САМООЦЕНКА)

Аристотель - "Человек есть общественное животное." Человек - такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами.

Западноевропейское средневековье. Теоцентризм (т.е. «Б-г превыше всего!» являлся основной характерной особенностью философии эпохи средневековья, а философия обосновывала идею греховной сущности человека.

Августин Блаженный утверждал: если коротко – «чтобы не стать чмом и грешником, надо отбросить мирское, и обратиться к Богу». Он же решающее для человека значение воле, любви, вере, живой надежде.

эпоха Возрожденияантропоцентризм (т.е. «Человек превыше всего!»). Центром любого исследования становится человек. Натуралистическая и религиозная направленность философских исследований уступает место антропоцентрической.

Философия Нового времени формируется под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики. Достижения точных наук отразились в своеобразном взгляде на человеческий организм как на специфическую машину, которая заводится аналогично часовому механизму (французская философия XVIII века - Ж.О.Ламетри, П.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро).

И.Кант - разграничивал антропологию в "физиологическом" и "прагматическом" отношениях. Первая исследует то, что делает из человека природа, вторая - то, что человек, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам.

Перечисляя основные вопросы философии, И.Кант заключает их вопросом: что есть человек? По его мнению, именно этот вопрос объединяет в себе все остальные основные вопросы философии. (ТВОЮ МАТЬ, ЕЩЕ С НАЧАЛА ВЕКОВ ЭТО БЫЛО ПОНЯТНО, М*ДЕНЬ)

русскАЯ философиЯ второй половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесь четко выделяются два направления: материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное. Материалистическое направление представлено революционерами-демократами и прежде всего В.Г.Белинским и Н.Г.Чернышевским, идеалистическое связано с именами В.Соловьева, Н.А.

Философская антропология - это наука о метафизическом происхождении человека, о его физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение.

Основой для выводов философской антропологии стали общие догадки Ф.Ницше о том, что человек не является биологическим совершенством, человек - это нечто несостоявшееся, биологически ущербное.