Вопрос 42 Индивид, личность, индивидуальность.
Издревле(начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.
Человек - особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом(приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным- способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи(что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной(общественной) организации.
Проблема личности есть одна из центральных во всей системе гуманитарного знания. И каждая из теоретических дисциплин, изучающих личность, по-своему очерчивает ее образ, выражая его в специфических понятиях, под собственным углом зрения.
По-своему анализирует проблему личности философия. Не случайно в структуре философского знания, в системе философской антропологии, обозначилась такая ветвь, как «персонализм» – философская концепция личности и ее универсального статуса, свободного развития.
С позиций философского персонализма личность не есть объект среди других объектов, вещь среди других вещей. Ее нельзя познать извне. Личность есть та единственная цельность, которую мы и познаем, и создаем изнутри. Российский персонализм (Н. Бердяев) рассматривает личность как нечто неповторимое, уникальное, самоценное. Ее должно понимать лишь из нее самой, а не из чего-либо внешнего(природа, социальность, даже трансцендентное). Суть личности в ее свободе. Она есть духовная реальность, торжество свободы над рабством, победа над тяжестью мира.
Большинство философов считали, что индивид становится личностью, не замыкаясь в себе, а вступая в сложные отношения с Другими, обнаруживаясь в ансамбле общественных отношений, представая как социальный индивид.
Исходя из того, что в разных теоретических построениях личность «смотрится» не одинаково, можно утверждать с той или иной мерой доказательности, что каждый индивид–личность, и наоборот, что не все могут полагаться как личности. Так, для юриста новорожденный есть личность, защищенная законом и обладающая некоторой совокупностью прав(имущественных, правом на защиту достоинства и т.п.). А для педагога или психолога новорожденный это только потенция полноценной личности, ему еще надо «выделаться», стать личностью.
В философской гуманистике все же принято всех живущих полагать личностями, независимо от любых различий(возрастных, этнических, наличия или отсутствия таланта и т.д.). Даже ушедшие от нас «в мир иной» тоже личности. Уважение к покойным–это неотъемлемая черта любой гуманистически ориентированной культуры.
Иногда предлагают(М.С. Каган) развести три понятия, характеризующие отдельного человека, таким образом:
Индивид–это обозначение человека, взятого как «особь», единичный представитель вида «гомо сапиенс»;
Личность–это социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность"- совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание. Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей. Индивидуальность–это культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость. Таким образом, человек- это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое. Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно- биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных(например, у которых он воспитывался). Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. В философии выделяются позитивные моральные качества:• гуманизм;• человечность;• честь;• совесть;• скромность; великодушие;• справедливость;• верность;• иные качества. и общественно осуждаемые-негативные: • чванливость;• цинизм;• грубость;• тунеядство; трусость;• нигилизм;• иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: • воля;• решительность;• мудрость;• умение; установки;• убеждения;• патриотизм. Человек, как правило, совмещает в себе все виды качеств; одни качества развиты больше, другие- меньше.
- Вопрос 1 Античная натурфилософия.
- Вопрос 2 Эллинистическая философия
- Вопрос 3 Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля Философия Сократа
- Философия Аристотеля
- Средневековая философия
- Схоластика
- Вопрос 5 Философия Нового времени
- Основные представители Френсис Бэкон
- Томас Гоббс
- Рене Декарт
- Бенедикт (Барух) Спиноза
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Дэвид Юм
- Вопрос 6 Философия эпохи Просвещения Два центра: Бог и человек
- Основные идеи Возрожденческой Философии
- Вопрос 7 Немецкая Классическая философия
- Вопрос 8 Постклассическая философия
- Вопрос 9 Философия Воли и философия Жизни
- Вопрос 10 Марксизм. Позитивизм
- Вопрос 11 Неокантианство. Прагматизм
- Вопрос 12
- Русская религиозная философия 19-20вв.
- Л. Н. Толстой - признает ценность моральной составляющей религии, но отрицает богословские аспекты; отрицает любую власть; цель познания – поиск смысла жизни.
- Вопрос 13 Проблема человека в истории философии
- Вопрос 14 Смысл человеческого бытия
- Православное христианство
- Вопрос 15 Проблема свободы
- Вопрос 16 Концепция общества в истории философии
- Вопрос 18 Философская картина мира
- Вопрос 19 Научная картина мира
- Вопрос 20 Познание и сознание
- Научное
- Художественное
- Философское
- Религиозное
- Уровни познания
- Вопрос 21 Проблема сознания в истории философии
- Вопрос 22 Структура сознания
- Вопрос 23 Сознание и самосознание
- Вопрос 24 Сознание и бессознательное
- Вопрос 25 Идеальное и материальное сознание
- Вопрос 26 Основные идеи психоанализа з. Фрейда, теория архетипов к. Юнга Важнейшие направления психоанализа
- Техники (и этапы анализа)
- Структурная модель психики
- Топографическая модель психического аппарата
- Вопрос 27 Проблема познания в гносеологии
- Вопрос 28 Понятие истины (классическая и неклассическая теория истины)
- Вопрос 29 Проблема критериев истины
- Вопрос 30 Чувственное и рациональное познание
- Вопрос 31 Наука и техника
- Вопрос 32 Виды знания. Понятие науки.
- Вопрос 33 Структура научного знания
- Вопрос 34 Развитие Науки. Понятие научной революции.
- Вопрос 35 Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание.
- Вопрос 36 Духовная сфера общества.
- Вопрос 37 Понятие исторического процесса. Личность в обществе и истории.
- Вопрос 38 Линейные и циклические концепции истории.
- Вопрос 39 Понятие общественного прогресса.
- Вопрос 40 Культура и цивилизация
- Вопрос 41 Формационная и цивилизационная концепция истории.
- Вопрос 42 Индивид, личность, индивидуальность.
- Вопрос 43 Социальная сфера общества.
- Вопрос 44 Экономическая сфера общества
- Вопрос 45 Сознание и мозг
- Вопрос 46 Мышление и язык
- Вопрос 47 Сциентизм и антисциентизм. Силедка и антисиледка.
- Вопрос 48 Политическая и правовая сферы общества.
- Вопрос 49 Понятия бытия, его смысл и познавательное значение.
- Вопрос 50 Категория бытия в истории философии
- Вопрос 51 Становление философии. Философия и мифология.
- Вопрос 52 Типология философских учений
- Вопрос 53 Функции философии
- Вопрос 54 Структура философского знания.
- Вопрос 55 Мировоззрение, его сущность, структура и функции.
- Вопрос 56 Глобальные проблемы современного человечества.