Вопрос 52 Типология философских учений
С точки зрения онтологии 1) В зависимости от выбора исходных позиций в интерпретации универсальных отношений в системе «человек-мир»: а) Материализм: Стихийный (Античность). Натурфилософский (Возрождение). Механистический (17-18вв.)– материя как вещество, признается относительный характер движения. Диалектический (Марксизм) – материя объективная реальность, признается относительный характер покоя. б) Идеализм: Объективный - первична идеальная схема мышления, которая не зависит от индивидуального сознания. Может выступать в форме: Панлогизм – первопричина Разум (Гегель). Волюнтаризм – первопричина надмировая воля (Шопенгауэр). Субъективный - первично индивидуальное сознание.(Юм, Беркли) 2) В зависимости от принципа единства или множественности бытия: а) Монизм – 1 начало. Материалистический (диалектический материализм) Идеалистический (Гегель, Шопенгауэр) б) Дуализм – 2 начала. (картезианство Декарта) в) Плюрализм – множество начал. Материалистический (атомизм Левкиппа и Демокрита) Идеалистический (постмодернизм) Современный идеализм сложно классифицировать по привычной схеме. Из множества современных философских школ ХХ в. только философия жизни (да и то с оговорками) и феноменология являются монистическими учениями, остальные варианты плюрализма. С точки зрения гносеологии 1) В зависимости от характера ответа на вопрос об адекватности познания: а) Крайний агностицизм – познание реальности невозможно. б) Умеренный агностицизм (скептицизм) - познание реальности возможно, но не по существу. (скептики, неоплатоники, Юм, Кант, экзистенциалисты, постмодернисты, неопозитивисты) в) Гносеологический оптимизм – мир познаваем полностью и по существу. (Гегель, диалектический материализм, Просвещения) 2) С точки зрения выделения ведущей познавательной способности: а)Рационализм. Рационализм - ведущая познавательная способность – разум (Декарт, Лейбниц, Спиноза) (Основными ступенями рац. познания явл-ся: понятие (отражают общие признаки предметов), суждение (совокупность понятий, отраж-е связи и отношение между предметами и их св-ми.), умозаключение (процесс получения из 2 или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики)) Сенсуализм (эмпиризм) - ум лишь систематизирует те знания, которые предоставляет опыт. (Ступенями чувственного познания явл-ся ощущения (возникают в рез-те внешнего воздействия), восприятия (совок-ть ощущений), представления (образы возникающие в памяти)). В свою очередь делится на: Материалистический – источник познания внешний опыт. (Ф.Бэкон, Гоббс, Локк). Идеалистический – весь опыт сводится к чувственным данным, ощущениям. (Беркли, Юм). б) Иррационализм – подлинное знание о мире можно получить с помощью воли, интуиции или инстинкта.(Шопенгауэр, Ницше, Бергсон).
весь этот избыточный набор можно свести к: 1 оппозиция - субъективизму (индивидуализму,нынешний Запад) и объективизму (коллективизму,Восток, включая Россию) 2 оппозиция - рационализму (поступательному технократизму) и иррационализму (скачкам, поветриям, импульсам) При этом оппозиции отражают одно и то же, но под разным углом, дополняя друг друга сочетания - субъективизм+рационализм (понятно кто), субъективизм+иррационализм - редкое опасное сочетание (гении, невротики), объективизм+рационализм (Китай), объективизм+иррационализм (исламский мир), для России тоже можно место найти в этой сетке, всё остальное - философский флуд
- Вопрос 1 Античная натурфилософия.
- Вопрос 2 Эллинистическая философия
- Вопрос 3 Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля Философия Сократа
- Философия Аристотеля
- Средневековая философия
- Схоластика
- Вопрос 5 Философия Нового времени
- Основные представители Френсис Бэкон
- Томас Гоббс
- Рене Декарт
- Бенедикт (Барух) Спиноза
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Дэвид Юм
- Вопрос 6 Философия эпохи Просвещения Два центра: Бог и человек
- Основные идеи Возрожденческой Философии
- Вопрос 7 Немецкая Классическая философия
- Вопрос 8 Постклассическая философия
- Вопрос 9 Философия Воли и философия Жизни
- Вопрос 10 Марксизм. Позитивизм
- Вопрос 11 Неокантианство. Прагматизм
- Вопрос 12
- Русская религиозная философия 19-20вв.
- Л. Н. Толстой - признает ценность моральной составляющей религии, но отрицает богословские аспекты; отрицает любую власть; цель познания – поиск смысла жизни.
- Вопрос 13 Проблема человека в истории философии
- Вопрос 14 Смысл человеческого бытия
- Православное христианство
- Вопрос 15 Проблема свободы
- Вопрос 16 Концепция общества в истории философии
- Вопрос 18 Философская картина мира
- Вопрос 19 Научная картина мира
- Вопрос 20 Познание и сознание
- Научное
- Художественное
- Философское
- Религиозное
- Уровни познания
- Вопрос 21 Проблема сознания в истории философии
- Вопрос 22 Структура сознания
- Вопрос 23 Сознание и самосознание
- Вопрос 24 Сознание и бессознательное
- Вопрос 25 Идеальное и материальное сознание
- Вопрос 26 Основные идеи психоанализа з. Фрейда, теория архетипов к. Юнга Важнейшие направления психоанализа
- Техники (и этапы анализа)
- Структурная модель психики
- Топографическая модель психического аппарата
- Вопрос 27 Проблема познания в гносеологии
- Вопрос 28 Понятие истины (классическая и неклассическая теория истины)
- Вопрос 29 Проблема критериев истины
- Вопрос 30 Чувственное и рациональное познание
- Вопрос 31 Наука и техника
- Вопрос 32 Виды знания. Понятие науки.
- Вопрос 33 Структура научного знания
- Вопрос 34 Развитие Науки. Понятие научной революции.
- Вопрос 35 Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание.
- Вопрос 36 Духовная сфера общества.
- Вопрос 37 Понятие исторического процесса. Личность в обществе и истории.
- Вопрос 38 Линейные и циклические концепции истории.
- Вопрос 39 Понятие общественного прогресса.
- Вопрос 40 Культура и цивилизация
- Вопрос 41 Формационная и цивилизационная концепция истории.
- Вопрос 42 Индивид, личность, индивидуальность.
- Вопрос 43 Социальная сфера общества.
- Вопрос 44 Экономическая сфера общества
- Вопрос 45 Сознание и мозг
- Вопрос 46 Мышление и язык
- Вопрос 47 Сциентизм и антисциентизм. Силедка и антисиледка.
- Вопрос 48 Политическая и правовая сферы общества.
- Вопрос 49 Понятия бытия, его смысл и познавательное значение.
- Вопрос 50 Категория бытия в истории философии
- Вопрос 51 Становление философии. Философия и мифология.
- Вопрос 52 Типология философских учений
- Вопрос 53 Функции философии
- Вопрос 54 Структура философского знания.
- Вопрос 55 Мировоззрение, его сущность, структура и функции.
- Вопрос 56 Глобальные проблемы современного человечества.