logo
Философия v1

Вопрос 52 Типология философских учений

С точки зрения онтологии 1) В зависимости от выбора исходных позиций в интерпретации универсальных отношений в системе «человек-мир»: а) Материализм: Стихийный (Античность). Натурфилософский (Возрождение). Механистический (17-18вв.)– материя как вещество, признается относительный характер движения. Диалектический (Марксизм) – материя объективная реальность, признается относительный характер покоя. б) Идеализм: Объективный - первична идеальная схема мышления, которая не зависит от индивидуального сознания. Может выступать в форме: Панлогизм – первопричина Разум (Гегель). Волюнтаризм – первопричина надмировая воля (Шопенгауэр). Субъективный - первично индивидуальное сознание.(Юм, Беркли) 2) В зависимости от принципа единства или множественности бытия: а) Монизм – 1 начало. Материалистический (диалектический материализм) Идеалистический (Гегель, Шопенгауэр) б) Дуализм – 2 начала. (картезианство Декарта) в) Плюрализм – множество начал. Материалистический (атомизм Левкиппа и Демокрита) Идеалистический (постмодернизм) Современный идеализм сложно классифицировать по привычной схеме. Из множества современных философских школ ХХ в. только философия жизни (да и то с оговорками) и феноменология являются монистическими учениями, остальные варианты плюрализма. С точки зрения гносеологии 1) В зависимости от характера ответа на вопрос об адекватности познания: а) Крайний агностицизм – познание реальности невозможно. б) Умеренный агностицизм (скептицизм) - познание реальности возможно, но не по существу. (скептики, неоплатоники, Юм, Кант, экзистенциалисты, постмодернисты, неопозитивисты) в) Гносеологический оптимизм – мир познаваем полностью и по существу. (Гегель, диалектический материализм, Просвещения) 2) С точки зрения выделения ведущей познавательной способности: а)Рационализм. Рационализм - ведущая познавательная способность – разум (Декарт, Лейбниц, Спиноза) (Основными ступенями рац. познания явл-ся: понятие (отражают общие признаки предметов), суждение (совокупность понятий, отраж-е связи и отношение между предметами и их св-ми.), умозаключение (процесс получения из 2 или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики)) Сенсуализм (эмпиризм) - ум лишь систематизирует те знания, которые предоставляет опыт. (Ступенями чувственного познания явл-ся ощущения (возникают в рез-те внешнего воздействия), восприятия (совок-ть ощущений), представления (образы возникающие в памяти)). В свою очередь делится на: Материалистический – источник познания внешний опыт. (Ф.Бэкон, Гоббс, Локк). Идеалистический – весь опыт сводится к чувственным данным, ощущениям. (Беркли, Юм). б) Иррационализм – подлинное знание о мире можно получить с помощью воли, интуиции или инстинкта.(Шопенгауэр, Ницше, Бергсон).

весь этот избыточный набор можно свести к: 1 оппозиция - субъективизму (индивидуализму,нынешний Запад) и объективизму (коллективизму,Восток, включая Россию) 2 оппозиция - рационализму (поступательному технократизму) и иррационализму (скачкам, поветриям, импульсам) При этом оппозиции отражают одно и то же, но под разным углом, дополняя друг друга сочетания - субъективизм+рационализм (понятно кто), субъективизм+иррационализм - редкое опасное сочетание (гении, невротики), объективизм+рационализм (Китай), объективизм+иррационализм (исламский мир), для России тоже можно место найти в этой сетке, всё остальное - философский флуд