Топографическая модель психического аппарата
-
Сознание — часть психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, т.к. сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное антогонистичны, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психику автоматически регулирует принцип удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.
-
Бессознательное — психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.
Архети́п (от греч. Αρχέτυπο — первообраз) — в аналитической психологии, основанной Карлом Г. Юнгом, — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Набор архетипов ограничен.
Архетип — класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде. Специфика этих содержаний заключается в их принадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоего целого. Эти типы, или «архаические остатки», Юнг назвал архетипами, используя выражение Блаженного Августина.
Архетипы — непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании следствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.
Теория архетипов Юнга претерпела три стадии развития. В 1912 году он описал исконные образы, сходные с общеисторическими культурными мотивами, представленными повсеместно на протяжении истории; их основные свойства — сила, глубина и автономность. Исконные образы предоставили Юнгу эмпирический материал для построения теории коллективного бессознательного. В 1917 году он описал доминанты — узловые точки психики, притягивающие энергию и влияющие тем самым на функционирование личности. Термин «архетип» был применен Юнгом лишь в 1919 году. Этим термином он хотел избежать любого намека на то, что речь идет о содержании, а не о наследственной, непредставимой фундаментальной структуре.
Черты архетипа
-
Архетип по определению является архаическим феноменом, поэтому должен иметь проявления в мифах, фольклоре и т. п.
-
Архетип, являясь структурой коллективного бессознательного, должен проявляться у всех народов и во все эпохи (разумеется, в различной степени).
-
Архетип должен восприниматься доосознанно (а не вследствие научения).
-
Архетип, отраженный в сознательном, должен иметь как концепт, так и символ (возможно, не один).
-
Архетип является цельной, амбивалентной структурой, имеет позитивный и негативный аспекты. Односторонний образ (к примеру, обладающий только светлой или только темной стороной) не может быть архетипом.
-
Архетип должен иметь устойчивость, то есть сопротивляться попыткам исказить его структуру.
-
Архетип, претендующий на самостоятельное существование как объект, должен иметь достаточное количество собственных элементов, не принадлежащих другим известным архетипам.
-
Архетип должен иметь черты, связывающие его с жизнью как процессом либо элементами таковой; не бывает «оторванных от жизни» архетипов.
-
Архетип представляет опасность самоотождествления с ним в ущерб самости, «затопления бессознательным».
-
Архетип, как структура, могущая соответствовать самости, должен иметь объединяющую силу для некоторого количества индивидов, которые имеют проработанное цельное мировоззрение.
-
Архетип обладает сильным влиянием на эмоции человека.
-
Архетипы обладают собственной инициативой, они заключают в себе определенный способ реагирования. В благоприятной для его проявления ситуации архетип способен порождать мысли и импульсы, таким образом вмешиваясь в нее, возможно, искажая истинные намерения человека. Архетип — самостоятельная область психики.
-
В архетипах заключена специфическая собственная энергетика.
- Вопрос 1 Античная натурфилософия.
- Вопрос 2 Эллинистическая философия
- Вопрос 3 Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля Философия Сократа
- Философия Аристотеля
- Средневековая философия
- Схоластика
- Вопрос 5 Философия Нового времени
- Основные представители Френсис Бэкон
- Томас Гоббс
- Рене Декарт
- Бенедикт (Барух) Спиноза
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Дэвид Юм
- Вопрос 6 Философия эпохи Просвещения Два центра: Бог и человек
- Основные идеи Возрожденческой Философии
- Вопрос 7 Немецкая Классическая философия
- Вопрос 8 Постклассическая философия
- Вопрос 9 Философия Воли и философия Жизни
- Вопрос 10 Марксизм. Позитивизм
- Вопрос 11 Неокантианство. Прагматизм
- Вопрос 12
- Русская религиозная философия 19-20вв.
- Л. Н. Толстой - признает ценность моральной составляющей религии, но отрицает богословские аспекты; отрицает любую власть; цель познания – поиск смысла жизни.
- Вопрос 13 Проблема человека в истории философии
- Вопрос 14 Смысл человеческого бытия
- Православное христианство
- Вопрос 15 Проблема свободы
- Вопрос 16 Концепция общества в истории философии
- Вопрос 18 Философская картина мира
- Вопрос 19 Научная картина мира
- Вопрос 20 Познание и сознание
- Научное
- Художественное
- Философское
- Религиозное
- Уровни познания
- Вопрос 21 Проблема сознания в истории философии
- Вопрос 22 Структура сознания
- Вопрос 23 Сознание и самосознание
- Вопрос 24 Сознание и бессознательное
- Вопрос 25 Идеальное и материальное сознание
- Вопрос 26 Основные идеи психоанализа з. Фрейда, теория архетипов к. Юнга Важнейшие направления психоанализа
- Техники (и этапы анализа)
- Структурная модель психики
- Топографическая модель психического аппарата
- Вопрос 27 Проблема познания в гносеологии
- Вопрос 28 Понятие истины (классическая и неклассическая теория истины)
- Вопрос 29 Проблема критериев истины
- Вопрос 30 Чувственное и рациональное познание
- Вопрос 31 Наука и техника
- Вопрос 32 Виды знания. Понятие науки.
- Вопрос 33 Структура научного знания
- Вопрос 34 Развитие Науки. Понятие научной революции.
- Вопрос 35 Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание.
- Вопрос 36 Духовная сфера общества.
- Вопрос 37 Понятие исторического процесса. Личность в обществе и истории.
- Вопрос 38 Линейные и циклические концепции истории.
- Вопрос 39 Понятие общественного прогресса.
- Вопрос 40 Культура и цивилизация
- Вопрос 41 Формационная и цивилизационная концепция истории.
- Вопрос 42 Индивид, личность, индивидуальность.
- Вопрос 43 Социальная сфера общества.
- Вопрос 44 Экономическая сфера общества
- Вопрос 45 Сознание и мозг
- Вопрос 46 Мышление и язык
- Вопрос 47 Сциентизм и антисциентизм. Силедка и антисиледка.
- Вопрос 48 Политическая и правовая сферы общества.
- Вопрос 49 Понятия бытия, его смысл и познавательное значение.
- Вопрос 50 Категория бытия в истории философии
- Вопрос 51 Становление философии. Философия и мифология.
- Вопрос 52 Типология философских учений
- Вопрос 53 Функции философии
- Вопрос 54 Структура философского знания.
- Вопрос 55 Мировоззрение, его сущность, структура и функции.
- Вопрос 56 Глобальные проблемы современного человечества.