logo
Философия v1

Вопрос 50 Категория бытия в истории философии

В истории философии первую концепцию Бытие дали древнегреческие философы 6—4 вв. до н. э. — досократики, для которых Бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали Бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе (Парменид), другие — как непрерывно становящееся (Гераклит).  

Христианство проводит различие между божественным и сотворённым Бытием, между богом и миром, который сотворён им из ничего и поддерживается божественной волей. Человеку предоставлена возможность свободного движения к совершенному, божественному Бытие Христианство развивает античное представление о тождестве Бытие и совершенства (блага, истины и красоты). Средневековая христианская философия в традициях аристотелизма различает действительное Бытие (акт) и возможное Бытие (потенция), сущность и существование. Всецело актуально только Бытие бога.   Резкий отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда получил общее признание культ материального Бытия, природы, телесного. Эта трансформация, которая выражает новый тип отношения человека к природе, — отношения, обусловленного развитием науки, техники и материального производства, подготовила концепции Бытия 17—18 вв. В них Бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности.

Период классической науки и философии можно охарактеризовать как период натуралистически-объективистских концепций Бытие, где природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, действующий сам по себе. Другая важная особенность концепций Бытия в новое время состоит в том, что для них характерен субстанциальный подход к Бытию, когда фиксируются субстанция (неуничтожимый, неизменный субстрат Бытие, его предельное основание) и её акциденции (свойства).  Тезис Декарта (cogito ergo sum — мыслю, следовательно существую) означает: Бытие субъекта постигаемо в акте самопознания.