logo
Философия v1

Вопрос 16 Концепция общества в истории философии

I.В историческом плане становление проходит ряд этапов: община (форма совместного бытия чел, основанное на кровно-родственных связях), общность (я.с.б чел, связанных общим происх, языком, судьбой и взглядами), общество (продукт сознательной деятельности людей, объедин на основе совместных интересов и договоров).

Системообразующим элементом общества является соц отношения, кот склажываются между людьми в процессе их жизнедеятельности. Общество не состоит из индивидов, а выражает совокупность тех связей и отношений, в кот эти индивиды находятся. Все общ отношения подразделяются на: материальные и духовные. Мат отношения возникают непосредственно в хоже практ деятельности чела, а духовные являются тражнием мат отношений и изначально формируются, проходя через сознание людей. Разные эпохи дают свое объяснение обществу.

В17-18в главным становится механико-атомарный подход к познанию общества. Ламетри рассматривает общество как совокупность индивидов, каждый из кот подчиняется законам мех формы движения материи. В этот период развитие общества понимается как хаотичное нагромождение случайностей.

С 19в — рубеж, когда начинается тоеритическое осмысление общества с позиции системного подхода.

Общество — совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества

История и логика развития соц фил:

-на ранних этапах внимание фил концентрировалось на проблемах природы (натурфил);

-на этапе классч периодаантичной фил внимание переходит на человека и общества (антропоцентризм);

-со времен античности до сер 19в во взглядах на челов господствовал идеализм, признавалось что идеи правят миром, т.е. признавалось что какой либо порядок (не)справедлив в обществе в зависимости от правителя. И отсюда развитие общества принималось,как случайность. В нас 18 в в фил возник геогр детерминизм (геогр направл ф илос).

Шарль Мотескье: идея о влиянии геогр среды на общественно истор процесс.

-в сер19в возник истор материализм, или материалист понимание истории. Сама история выдвинула перед фил задачу дать научное объяснение тенденции развития общества. Сама история опровергла, что идеи вел людей правят миром.

1789-1794 — вел рев-ия во Франции. Наталкивала на мысль о том что в общ жизни господствуют силы более могущественные чем воля королей.

Юмас, Гоббс, Руссо разрабатывают договорную концепцию общества

Руссо: «люди объединяются в общества на основе договора. Гос-во возникает на основе договора и люди вправе расторгнуть договор в случае злоупотребления властью»

Во 2п 20 в раскрылась роль духовного фактора в жизни общества (наука, исск, религ), возн-ет необх-ть пересмотра преждних фил взглядов на общество на механизм его развития. Соц реальность в своей глубинной основе предстает сегодня как социокульт реальность и предмет анализа — бинарные отношения (чел-общ-кутьт)

Современные концепции:

Информационное общество - социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества.

К.Ясперс, один из основоположников так называемого “цивилизационного” подхода к истории, анализирует в процитированном фрагменте причины, приведшие к возникновению особой “техницистской” цивилизации современности, которую он выделяет в качестве специального типа цивилизации. Он видит основную причину столь резкой смены цивилизаций в появлении машин как логического завершения техники, как посредующего звена между человеком и природой, ибо именно они, по его мнению, смогли изменить психологию людей и приготовить их к новому витку истории. Проблемы современного мира широко известны: экология, локальные войны, экономическая пропасть между Западом и странами “третьего мира”и т.д.. Что же касается проблем “информационного общества”, то здесь несколько глобальных являются причиной более мелких. Первая из них - принципиальная неопределенность сущности информации, как материальной, так и с философской точки зрения. Другая - взаимодействие техники и природы -является ли первая продолжением второй или ее антиподом. Наконец, третья - взаимоотношения техники, информации и человека - должен ли человек приспосабливаться к бурно растущему шквалу информации и стремительно меняющейся технике или же следует затормозит развитие и поискать иной путь.

Вопрос 17

Религиозная картина мира

Совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, его происхождении, строении и будущем. Главный признак Р. к. м. - разделение мира на сверхъестественный и естественный, при абсолютном господстве первого над вторым. Скорее всего, включает в себя описание т.н. «мира богов», как к нему приблизиться, что надо делать, чтобы не обозлить богов, и прочую чушь.

В религиозной картине мира появляются представления о всесильном, всемогущем, вечном, наделенном абсолютной властью Боге. Боге, сотворившем пространство, время, мир, человека; Боге, понимание природы которого выходит за пределы человеческого разума, понимания и требует только веры. Мировое пространство и время имеют начало и конец. Мировая история направленность – приближение или отдаление от Бога. Человек создан по образу и подобию Божьему, человек находится в центре мироздания: есть существа выше него (ангелы), есть ниже (животные). Все законы в мире – выражение воли Бога. Смысл жизни человека – свободно принять Божественную волю. В каждой религии религиозная картина мира имеет свои особенности, что позволяет нам выделить христианскую, исламскую, буддистскую и др. картины мира.