Схоластика
По мере завершения работы по оформлению догматических основ христианства патристика постепенно переходит в схоластику. Патристика боролась с язычеством и пропагандировала этико-религиозную доктрину христианства в мире, еще не вполне принявшем новую религию и утверждающую его мораль. Схоластика, опираясь на авторитет Священного писания, философские идеи патристики, стремится включить в обиход философствования наследие языческой античности и прежде всего наследия Платона, Аристотеля, Плотина и Прокла. Делает это она для того, чтобы осмыслить и рационализировать окружающую человека действительность. Одной из важнейших проблем схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу. Такова суть одного из главных выводов схоластической средневековой философии.
Наиболее крупными представителями средневековой схоластики считаются Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877), Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109), Бонавентура (1221 — 1274), Фома Аквинский (1225 — 1274), Дунс Скот (1266 — 1308) и Уильям Оккам (1300 — 1349)
Схоласты считали, что сущность вещей может быть постигнута человеческим разумом. Однако это требует точности в использовании языка и тонкости понимания различий вещей. Этого можно достичь лишь при наличии основательно разработанного, опирающегося на знание логики метода. Суть схоластического метода сводится к тому, чтобы обеспечивать движение мысли от анализа способов высказывания о сущем, к анализу реальности. При этом схоластика исходит из убеждения, согласно которому понятия укоренены не только в человеческом разуме, но и в Божественном уме, созидающем бытие. Иными словами, понятие рассматривается как бы существующим двойным способом в уме человека и в бытии. Ключом к постижению мира считается постижение универсалий.
Фома Аквинский (1225/1226 — 1274) считается самым крупным представителем схоластической философии, основными принципами которой выступают принцип разъяснения и принцип принятия и согласования противоположных тенденций.Фома Аквинский стремился использовать философию для обоснования и доказательства истин веры. Он считал, что философская теология является высшим выражением философской рефлексии.
Согласно представлениям Фомы, предметом философии являются истины разума, а предметом теологии — истины откровения. Конечным объектом философии и теологии является Бог, выступающий создателем мира и вдохновителем его развития. Бог, по учению Фомы, представляет собой вечное, наисовершеннейшее духовное существо, это — чистая форма, источник всех возможных форм, благодаря которой из пассивной материи возникают самые разнообразные вещи.
В произведении “Сумма теологии” приводятся пять доказательств существования Бога:
-
Бог рассматривается как “неподвижный двигатель”, приводящий все в движение;
-
Бог рассматривается как первая причина;
-
Бог является источником необходимости в мире;
-
Бог есть источник совершенства, сам являясь совершенным;
-
Бог устанавливает конечные цели и поэтому не может не существовать.
Фома считал Бога благом и источником блага. Бог, по мнению христианского мыслителя, вездесущ и выступает источником любви и радости. Он добр и ему чуждо чувство ненависти.
Согласно учению Фомы, люди и животные обладают душами, но человеческие души отличаются от душ животных, так как первые являются разумными, а вторые чувственными. Однако даже человеческая душа лишена способности непосредственного содержания Бога и Божественных идей, но ей открыт путь рационального познания.
Фома немало сделал для обоснования божественного происхождения власти монарха и необходимости подчинения простых людей господам. В то же время он доказывал, что светской власти подчиняются только тела людей, а не их души. Души должны, по его мнению, направлять к Богу церковь.
Западная христианская философия развивалась в полемике между сторонниками разных точек зрения на соотношения общего и единичного. Схоласты предложили несколько решений этого вопроса. Основных решений данного вопроса было два. Первое, отстаивавшееся Иоганом Скотом (Эриугеной) (810 — 877), Ансельмом Кентерберийским (1033 — 1109), Альбертом Великим и Фомой Аквинским, состояло в утверждении, что общее или “универсалии существуют реально, независимо от человеческой мысли речи”, подобно платоновским идеям. Взгляд этот получил название “реализма”.
Так, Фома Аквинский доказывал, что универсалии существуют до вещей как реальные прообразы индивидуальных предметов в Божественном разуме, где они возникают как понятия путем абстрагирования от отдельных вещей. Первичными и общими, следовательно, являются Божественные универсалии, а вторичными — материальные вещи.
Другое решение проблемы соотношения общего и единичного было предложено оппонентами реализма, получившими прозвание номиналистов.
- Вопрос 1 Античная натурфилософия.
- Вопрос 2 Эллинистическая философия
- Вопрос 3 Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля Философия Сократа
- Философия Аристотеля
- Средневековая философия
- Схоластика
- Вопрос 5 Философия Нового времени
- Основные представители Френсис Бэкон
- Томас Гоббс
- Рене Декарт
- Бенедикт (Барух) Спиноза
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Дэвид Юм
- Вопрос 6 Философия эпохи Просвещения Два центра: Бог и человек
- Основные идеи Возрожденческой Философии
- Вопрос 7 Немецкая Классическая философия
- Вопрос 8 Постклассическая философия
- Вопрос 9 Философия Воли и философия Жизни
- Вопрос 10 Марксизм. Позитивизм
- Вопрос 11 Неокантианство. Прагматизм
- Вопрос 12
- Русская религиозная философия 19-20вв.
- Л. Н. Толстой - признает ценность моральной составляющей религии, но отрицает богословские аспекты; отрицает любую власть; цель познания – поиск смысла жизни.
- Вопрос 13 Проблема человека в истории философии
- Вопрос 14 Смысл человеческого бытия
- Православное христианство
- Вопрос 15 Проблема свободы
- Вопрос 16 Концепция общества в истории философии
- Вопрос 18 Философская картина мира
- Вопрос 19 Научная картина мира
- Вопрос 20 Познание и сознание
- Научное
- Художественное
- Философское
- Религиозное
- Уровни познания
- Вопрос 21 Проблема сознания в истории философии
- Вопрос 22 Структура сознания
- Вопрос 23 Сознание и самосознание
- Вопрос 24 Сознание и бессознательное
- Вопрос 25 Идеальное и материальное сознание
- Вопрос 26 Основные идеи психоанализа з. Фрейда, теория архетипов к. Юнга Важнейшие направления психоанализа
- Техники (и этапы анализа)
- Структурная модель психики
- Топографическая модель психического аппарата
- Вопрос 27 Проблема познания в гносеологии
- Вопрос 28 Понятие истины (классическая и неклассическая теория истины)
- Вопрос 29 Проблема критериев истины
- Вопрос 30 Чувственное и рациональное познание
- Вопрос 31 Наука и техника
- Вопрос 32 Виды знания. Понятие науки.
- Вопрос 33 Структура научного знания
- Вопрос 34 Развитие Науки. Понятие научной революции.
- Вопрос 35 Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание.
- Вопрос 36 Духовная сфера общества.
- Вопрос 37 Понятие исторического процесса. Личность в обществе и истории.
- Вопрос 38 Линейные и циклические концепции истории.
- Вопрос 39 Понятие общественного прогресса.
- Вопрос 40 Культура и цивилизация
- Вопрос 41 Формационная и цивилизационная концепция истории.
- Вопрос 42 Индивид, личность, индивидуальность.
- Вопрос 43 Социальная сфера общества.
- Вопрос 44 Экономическая сфера общества
- Вопрос 45 Сознание и мозг
- Вопрос 46 Мышление и язык
- Вопрос 47 Сциентизм и антисциентизм. Силедка и антисиледка.
- Вопрос 48 Политическая и правовая сферы общества.
- Вопрос 49 Понятия бытия, его смысл и познавательное значение.
- Вопрос 50 Категория бытия в истории философии
- Вопрос 51 Становление философии. Философия и мифология.
- Вопрос 52 Типология философских учений
- Вопрос 53 Функции философии
- Вопрос 54 Структура философского знания.
- Вопрос 55 Мировоззрение, его сущность, структура и функции.
- Вопрос 56 Глобальные проблемы современного человечества.