Вопрос 56 Глобальные проблемы современного человечества.
XX в. – весьма противоречивая эпоха в истории человечества. Это столетие принесло миру выдающиеся научные открытия, породило грандиозный прогресс орудий труда и техники, разрушило жестокие тоталитарные и колониальные режимы, разорвало цепи земного притяжения. Но это и век чудовищных войн и геноцида целых народов, разрушение природы и культуры, век цинизма и пошлых вкусов. Наше время есть время триумфа человека и одновременно – его падения. Человек отчетливо предстал как созидатель и разрушитель в одном лице. К началу третьего тысячелетия нашей эры передовая общественная мысль с большим беспокойством заговорила об эрозии гуманизма и даже конце прогресса, о смерти человека как человека.
В начале XX в. стал очевиден кризис антропоцентризма как идеи особого места человека в мире, его всесилия и притязаний на господство над окружающей средой. Зародившись в эпоху возрождения и будучи оправданным в свое время, в нашем столетии это мировоззрение стало одним из источников потенциальной опасности для мира. Бездумное следование принципам антропоцентризма означало бы в дальнейшем обострение конфликта между человеком и миром, вело бы к разрушению жизни на планете и физической гибели человека.
Русские философы (Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой, С.Л.Франк и др.) отмечали, что мировоззрение антропоцентризма способствовало противопоставлению человека и внешнего мира. По их убеждению, культ человека бесперспективен, поскольку порождает в нем самоуверенность и эгоизм, чрезмерные амбиции вместо кропотливой работы над своей духовностью.
В философском иррационализме (Ф.Ницше, А.Бергсон и др.) был сделан акцент на особой роли в человеке его низменных инстинктов и влечений. Именно они якобы и порождают волю к власти, жестокость и бесчеловечность в действиях людей. Представители этого течения призывали не идеализировать человека, как это было часто до сих пор, а рассматривать его и под углом зрения негативных форм его деятельности. Глубокий анализ противоречий природы человека сделал З.Фрейд в своей концепции психоанализа. Он обосновал идею об извечном конфликте между человеком и обществом, о наличии агрессивности в его действиях.
Современный человек и в самом деле значительно изменился в течение нынешнего столетия. Эти изменения коснулись не только его социальных, но и биологических качеств.
Изменения в современном человеке происходят в русле тех закономерных процессов, с которыми сопряжено становление постиндустриальной цивилизации («научно–технологическое общество») и формирование ноосферной культуры. В наше время наибольшее воздействие на человека оказал научно–технический прогресс. С бурным развитием техники и машин стал непосредственно разрушаться так называемый «природный» человек, для которого природная среда на протяжении тысячелетий была естественной и привычной средой обитания. На смену медленному природному пришло динамичное социальное время. Люди стали концентрироваться в огромных городах, и естественная среда обитания человека уступила дорогу искусственной среде. Наступила техническая эра в истории человечества.
В своей статье «Человек и машина» Н.А.Бердяев подчеркивал, что данная эпоха влечет культуру к гибели, поскольку здесь вещь становится выше человека. По его убеждению, техника разрывает и противопоставляет плоть и дух, различные эпохи в истории. Она дает человеку чувство страшного могущества и подталкивает его к экспансии во внешнем мире. Поражается сама человеческая природа, его душевно – эмоциональная жизнь. Технизация мира безжалостна ко всему живому, поскольку совершенно чужда ему.
«Роботообразный человек» действует по программе как исполнитель чужой воли. Это – «постчеловек», идущий на смену естественному, из природы вышедшему человеку. Его душевная жизнь заменяется автоматическими реакциями, его мировоззрение есть техницизм, а целью является искусственный комфорт. Да и сама жизнь человека как организма является уже нередко жизнью с искусственными органами, вплоть до сердца. Техника освобождает человека от таких его естественных функций, как физический труд и активное движение, живое общение друг с другом. Человеческая мысль все больше заменяется машинным мышлением. Техника предлагает ему возможность даже детей выращивать искусственным способом, лишая тем самым женщин материнского счастья. Все это и есть зримые признаки умирания природного человека. Он умирает через разрушение своих корней в виде естественного образа жизни, и трудно сказать, кем он станет в будущем.
Мир изменился и, следовательно, изменился и сам человек. Теперь это уже человек, существующий не столько в природном, сколько в искусственном техническом мире, и потому он – неестественный человек, существо все более и более искусственное. Это человек, зачастую бессильный перед социальным миром и ощущающий себя заброшенным в него как чуждую и враждебную среду, а потому он – одинокий человек. Вместе с тем, это человек, ставший частицей единого планетарного сообщества, и поэтому, осознает он это или же нет, он является гражданином мира. Современный человек логикой собственной деятельности погружен в стихию острейших проблем, им же созданных и затрагивающих судьбы всех обитателей социального мира. Это есть не что иное, как глобальные проблемы человечества.
- Вопрос 1 Античная натурфилософия.
- Вопрос 2 Эллинистическая философия
- Вопрос 3 Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля Философия Сократа
- Философия Аристотеля
- Средневековая философия
- Схоластика
- Вопрос 5 Философия Нового времени
- Основные представители Френсис Бэкон
- Томас Гоббс
- Рене Декарт
- Бенедикт (Барух) Спиноза
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Дэвид Юм
- Вопрос 6 Философия эпохи Просвещения Два центра: Бог и человек
- Основные идеи Возрожденческой Философии
- Вопрос 7 Немецкая Классическая философия
- Вопрос 8 Постклассическая философия
- Вопрос 9 Философия Воли и философия Жизни
- Вопрос 10 Марксизм. Позитивизм
- Вопрос 11 Неокантианство. Прагматизм
- Вопрос 12
- Русская религиозная философия 19-20вв.
- Л. Н. Толстой - признает ценность моральной составляющей религии, но отрицает богословские аспекты; отрицает любую власть; цель познания – поиск смысла жизни.
- Вопрос 13 Проблема человека в истории философии
- Вопрос 14 Смысл человеческого бытия
- Православное христианство
- Вопрос 15 Проблема свободы
- Вопрос 16 Концепция общества в истории философии
- Вопрос 18 Философская картина мира
- Вопрос 19 Научная картина мира
- Вопрос 20 Познание и сознание
- Научное
- Художественное
- Философское
- Религиозное
- Уровни познания
- Вопрос 21 Проблема сознания в истории философии
- Вопрос 22 Структура сознания
- Вопрос 23 Сознание и самосознание
- Вопрос 24 Сознание и бессознательное
- Вопрос 25 Идеальное и материальное сознание
- Вопрос 26 Основные идеи психоанализа з. Фрейда, теория архетипов к. Юнга Важнейшие направления психоанализа
- Техники (и этапы анализа)
- Структурная модель психики
- Топографическая модель психического аппарата
- Вопрос 27 Проблема познания в гносеологии
- Вопрос 28 Понятие истины (классическая и неклассическая теория истины)
- Вопрос 29 Проблема критериев истины
- Вопрос 30 Чувственное и рациональное познание
- Вопрос 31 Наука и техника
- Вопрос 32 Виды знания. Понятие науки.
- Вопрос 33 Структура научного знания
- Вопрос 34 Развитие Науки. Понятие научной революции.
- Вопрос 35 Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание.
- Вопрос 36 Духовная сфера общества.
- Вопрос 37 Понятие исторического процесса. Личность в обществе и истории.
- Вопрос 38 Линейные и циклические концепции истории.
- Вопрос 39 Понятие общественного прогресса.
- Вопрос 40 Культура и цивилизация
- Вопрос 41 Формационная и цивилизационная концепция истории.
- Вопрос 42 Индивид, личность, индивидуальность.
- Вопрос 43 Социальная сфера общества.
- Вопрос 44 Экономическая сфера общества
- Вопрос 45 Сознание и мозг
- Вопрос 46 Мышление и язык
- Вопрос 47 Сциентизм и антисциентизм. Силедка и антисиледка.
- Вопрос 48 Политическая и правовая сферы общества.
- Вопрос 49 Понятия бытия, его смысл и познавательное значение.
- Вопрос 50 Категория бытия в истории философии
- Вопрос 51 Становление философии. Философия и мифология.
- Вопрос 52 Типология философских учений
- Вопрос 53 Функции философии
- Вопрос 54 Структура философского знания.
- Вопрос 55 Мировоззрение, его сущность, структура и функции.
- Вопрос 56 Глобальные проблемы современного человечества.