logo
Шпоры по философии науки (для магистров и аспирантов) / [webfile

(№1) Предмет и структура философии техники

Философия техники (ФТ) – направление в науке, созданное не философами, а инженерами.

Пусть техника – материальное орудие, инструмент, любое средство преобразования вещей. Значит, нельзя говорить о ФТ, так как техника выступает как материализованный и застывший дух, законченная человеческая мысль. Философию интересуют дух, мысль в их движении.

Пусть техника – искусная деятельность, мастерство ума и рук. В таком виде она уже представляет некоторый незначительный интерес для философии, но недостаточный для появления определенного направления. Это античное понимание проблемы.

Пусть техника – инженерная деятельность, опирающаяся на технические науки, практическое использование результатов науки. Гносеология и методология техники являются одной из сторон ФТ. Но это еще не есть весь объем знаний, нет момента всеобщности, характерного для философского знания, такая ФТ обслуживает технику и мало получает для себя.

Пусть техника – социально значимый фактор, набор различных проблем, рождаемых техникой (экологических, социальных, этических и других проблем). Эти проблемы больше касаются социологии, а не философии.

Таким образом, ни в одном случае не обеспечивается становление направления ФТ, значит, существует еще один ракурс понимания.

Пусть техника – это особое отношение к миру, особый способ взаимодействия человека и природы, общества и природы, особый способ взаимодействия людей друг с другом. В данном случае техника – это инструмент, который помещается между человеком и природой и является своего рода третьим элементом во взаимоотношениях человека с природой. Значит, техника выходит за все границы и становится метафизическим объектом, всеобщим объектом. Техника переходит в явление философского порядка.

Всякое техническое орудие – искусственное, созданное социальным человеком средство, используемое для преобразования внешнего мира. Техника – реализация универсального средства воздействия человека на внешний мир. Это определение актуально только в данный период времени, так как раньше техника не выходила за свои узкие границы.

Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание "Философия техники", был немецкий философ Эрнст Капп.

Его книга, 1877 г., "Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения" вышла в свет в 1877 г. В чем же суть основных идей Э.Каппа? Основоположениями его философии техники являются "антропологический критерий" и "принцип органопроекции".

По мнению Каппа, "возникающее между орудиями и органами человека внутреннее отношение – и мы должны это выявить и подчеркнуть, – хотя и является скорее бессознательным открытием, чем сознательным изобретением, – заключается в том, что в орудии человек систематически воспроизводит себя самого. И, раз контролирующим фактором является человеческий орган, полезность и силу которого необходимо увеличить, то собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа.

Техника – это человек (в смысле поведения, мышления, бытия). У Каппа исходным принципом философии техники является антропологический критерий. Антропологическое начало ФТ пошло из античности. Техника есть всеобщий феномен, где мир понимается не как мир в привычном смысле этого слова (природа, общество, человек), но как мир, включающий технику (природа, техника, общество, человек). Философия техники – не столько размышления о технике, сколько рассмотрение мира через призму техники.

По Каппу существует 2 рода вещей: собственно объекты природы и вещи, искусственно созданные человеком. 2 группы вещей с самого момента зарождения цивилизации. Творческий человек создает в артефактах самого себя.

Вселенная обладает свойствами, которые мы наблюдаем на том принципе, что эти свойства определяют возможность существования познающего человека.

Каково происхождение техники?

Человек это делает с помощью органических проекций. Органопроекция – это бессознательный процесс творчества сознания техники по образу и подобию человеческого организма. Организм человек, который является результатом преобразования технического творчества – это не только тело, это мысль, сознание, это жизнь человека.