logo
Шпоры по философии науки (для магистров и аспирантов) / [webfile

(№3) Становление фт в 70 годах 19 века. Эрнст Капп.

Первый этап. (70 годы 19 века) Труды Эрнста Каппа, Людвига Нуаре.

Второй этап. (90 годы 19 века, 10 годы 20 века) Труды Эспинаса и Энгельмейера.

Начнем с начала становления. Эрнст Капп – основоположник ФТ. Он начал свою философию с философии Гегеля (извлек обоснование связи социально-экономического детерминизма), от которой ушел теоретически и практически путем включения в демократические преобразования общества Германии. За это он был выслан из Германии и уехал в Америку, где через фермерское хозяйство вплотную познал технику и ее практическую пользу. Родилась технофилософия. Вернулся в Германию, развивал не только направления ФТ, но и социально-географический детерминизм (результат – двухтомный учебник географии).

Капп обратился к античным философам, заявлявшим о родстве человека и природы. Протогор: “Человек есть мера всех вещей”. Вывод Каппа – человек видит и узнает во всех внешних вещах самого себя, не осознавая того, что с ним происходит. Объективную картину происходящего человек не видит, так как восприятие субъективно. Человек бессознательно воспроизводит в искусственно создаваемых вещах самого себя – одна из основных мыслей философии Каппа.

Как человек создает искусственный мир как среду своего обитания? Весь искусственный мир (среда обитания человека) появился как результат органической проекции, то есть бессознательного творчества человека по образцу человеческого организма. Организм – это не только набор органов, а живое целое, биологическое единство тела, мысли и духа. Значит, в искусственном мире все взаимосвязано и переплетено. Значит, цивилизация есть единый организм. Бессознательное создание техники по образцу себя – это самопознание.

Концепции органопроекции:

1. “Рука – первое и главное орудие из всех орудий”. Рука стала прообразом всех орудий труда (молоток, ножницы, отвертка) и предметов утвари (чаша). Вследствие многофункциональности руки орудия, созданные по ее подобию, имеют разные функции.

2. Органические правила, по которым функционирует организм, в применении к механике становятся законами движения.

3. Результатом технической деятельности человека являются не только орудия, но и базовые меры, человеческий организм задает мерность миру.

  1. В процессе технического творчества (создания различных артефактов) по аналогии с человеческим организмом человек лучше познает самого себя. С другой стороны, лучше познавая самого себя, человек создает все более совершенную технику.

Рука и другие органы – это модели для человека, занимающегося техническим творчеством (легкие – орган, нервная система – электрические провода). Значит, человек наделен техническим инстинктом, но он не уводит человека от самого себя.

Капп предлагает рассматривать этику для человеческого общества как связи деталей в технике. Если в технике нарушается этика (структура), то она работать не будет. Аналогично в обществе. Общество строится по тем же правилам, что и техника (генетически нет дистанции между машиной и картиной Рембранта).

Капп положил начало осмыслению феномена техники. Он попытался рассматривать технику как универсальное явление (философский подход). Капп определил технику как искусственно созданное средство, и все то, что формально удовлетворяет этому понятию, может рассматриваться как техника. В качестве общей основы для различных артефактов Капп называет органопроекцию как универсальную методику действий. Капп отмечает, что человек бессознательно делает свое тело масштабом для природы. Так возникла, например, десятичная система счисления (десять пальцев рук).