logo
Шпоры по философии науки (для магистров и аспирантов) / [webfile

(№7) Философия техники Энгельмейера

(1855–1940/41) был первым философом техники в России. Петр Клементьевич выступил в 1911 г. на философском симпозиуме в Болонье с докладом по ФТ. В нем было изложено 10 основных тезисов его теории. В то время русская техника уступала западной. Этот доклад послужил толчком к становлению ФТ как новому философскому направлению. С этого момента начинается преподавание ФТ. Основные тезисы ФТ Энгельмейера:

1. Человек живет в искусственном мире, созданном им самим. Искусственность или техничность – главный признак, отличающий человека от животного. Все, что окружает человека, создано им некоторым образом.

2. Целесообразная деятельность человека трактуется как технический прогресс. Эта деятельность состоит из намерения и поступка. В живой природе нет намерения, все происходит само собой. Человек, прежде чем действовать, ставит перед собой цель, этим он и отличается от природы. Процесс реализации не отличается от природного. Но цель – есть принципиально человеческое.

3. Чем более сложна искусственная деятельность человека, тем более и более вытесняется природный компонент.

4. Принцип усилителя как важнейший принцип человеческой деятельности. Человек многократно усиливает свои возможности с помощью техники. Наличие усилителя – условие развития цивилизации.

5. Становление понятий техники, ФТ. Философия всегда делает объектом своего исследования и анализа социально-значимое явление. Техника и ФТ выводятся из рассмотрения теории развития и генезиса техники. Во многом повторяет Эспинаса.

6. Сущность техники. Необходимо очистить понятие “техника” от “наследия времен”. Для технических специалистов здесь имеется в виду та сторона человеческой деятельности, которая направлена наружу и воздействует на некоторое вещество. Для философа техника есть везде, где есть целесообразная деятельность.

7. Техника не может быть определена однозначно – есть ли она благо, или же зло – сама по себе. Она становится тем или иным в зависимости от намерений человека. Значит, техника двойственна, амбивалентна.

8. Техника, как антропологическая ценность. Сущность живой материи – приспособление к природе. Человек с помощью техники приспосабливает природу к себе. Сущность техники – не в фактическом воздействии на природу, а в возможности этого воздействия. Сущность техники заключается не в фактическом выполнении намерения, но в возможности воздействия на материю...

Природа не преследует никаких целей, в человеческом смысле этого слова. Природа автоматична. Явления природы между собой сцеплены так, что следуют друг за другом лишь в одном направлении: вода может течь только сверху вниз, разности потенциалов могут только выравниваться. Пусть, например, ряд А-В-С-Д-Е представляет собой такую природную цепь. Является фактически звено А, и за ним автоматически следуют остальные, ибо природа фактична. А человек, наоборот, гипотетичен, и в этом лежит его преимущество. Так, например, он желал, чтобы наступило явление Е, но не в состоянии его вызвать своею мускульной силой. Но он знает такую цепь А-В-С-Д-Е, в которой видит явление А, доступное для его мускульной силы. Тогда он вызывает явление А, цепь вступает в действие, и явление Е наступает. Вот в чем состоит сущность техники