(№20) Техника и цивилизация в доктрине Мемфорда
Основная идея Мемфорда: техника – стержень, на который нанизываются исторические события. Техника, в отличие от культуры, носит кумулятивный (проникающий) характер. Чужая культура не может подмять под себя другую культуру. Техника пребывает вне исторического времени и пространства, в этом ее отличие от культуры. Например, молоток – древнее устройство, используется в различных культурных формациях. Техника способна вызывать к жизни ряд культурных, социальных, материальных университетов в комплексе, то есть она – основа основ, вызывающая к жизни культуру.
Точка начала отсчета современной цивилизации – 10 век. Выделяются три фазы развития цивилизации: эотехническая, палеотехническая, неотехническая.
Основание критерия – исторически сложившийся технологический комплекс. Каждый комплекс включает совокупность энергетического источника и субстрата техники (материала). Когда один комплекс сменяется другим, происходит изменение технологии.
Эотехническая фаза (эо – литься, течь). Энергетический источник – вода и воздух, основной материал – дерево. Она началась в 10 веке и длилась в Западной Европе до середины 18 века, середина – эпоха Возрождения. Она может быть названа интуитивной. Технологическая база этой фазы природна и естественна. Она не может быть монополизирована. В эту фазу происходит интенсивное развитие человеческого сообщества. Экономическая свобода является предпосылкой к духовной и культурной свободе. Происходят интенсивные (технологическо-производственные) отношения человека с природой. Высокое качество артефактов, которые несли отпечаток человеческой духовности, отражали союз человека с природой. Вершина этой фазы – скрипка Страдивари – технологически совершенна и эстетически прекрасна. Эта фаза породила интеллигенцию. Цель фазы – интенсификация жизни человека, человек глубоко разрабатывал различные основы своего бытия, он развивался, причем гармонично (например, Леонардо Да Винчи), всестороннее развитие. Жизнь носила истинный характер, человек никуда не спешил, но был постоянно занят, и ему хватало времени на все. Жизнь была гармонична, люди не видели смысла жизни в том, чтобы работать, работать и еще раз работать. Политической и социальной справедливости не было, но был идеал.
Палеотехническая фаза (палео – ископаемое). Энергетическая база – уголь, основной материал – железо. Эмпирическая фаза – в результате поисков появляются различные технические средства. Эта фаза оценивается Мемфордом крайне негативно. Люди загнаны в подземелье. Таково и качество жизни. В подземелье нет солнца, свободы, есть ощущение обреченности. Это фаза варварства. Она началась в середине 18 века и закончилась в 70 годах 19 века. Родина этой фазы – Англия, она является образцом. Капитал в этой фазе занял доминирующее положение по сравнению с другими ценностями жизни. Труд из необходимой части жизни превращается в “цель в себе”. По Мемфорду европейские страны могли обойтись без этой фазы вообще. Она зародилась не в самой себе, а в рамках эотехнической фазы. Можно было найти другие источники энергии, просто над другими источниками возобладал уголь. Протестантизм становится в Англии официальной религией. Его называют буржуазной разновидностью христианства. Он отождествил религиозную жизнь не просто со светской, а с профессиональной жизнью, карьерой, финансовой жизнью. Успех человека в его светской жизни – богоугодство человека. Хочешь попасть в рай – преуспей в этой жизни. Такая религия оказала положительное влияние на буржуазные политические отношения. Протестантизм является источником палеотехнической фазы, так как он объединил труд с молитвой (работа ради работы). Такое отношение к труду максимально реализуется в шахте – человек там всячески ограничен. Такой образ жизни, техника жизни родились не в шахтерских городках, а в монастырях, армии, чиновничестве – четкая регламентация жизни, четкие временные структуры, одномерность существования. То есть это была общесоциальная, общеэкономическая, а не чисто техническая установка. Техника расположилась во всех сферах человеческой жизни. В этой фазе в Европе не было особых технических достижений. Есть одно достижение отрицательного порядка – к труду, к технике мы относимся не как к средству, а как к цели, для всего общества в целом, а не только для инженеров. Необходимо восстановить отношение к технике, она остается средством, а целью является жизнь. Для западного человека техника является самодостаточной целью.
Неотехническая фаза. По существу эта фаза является утопией, мечтой. Энергетическая база – электричество, основной материал – сплавы. По сути она является возвратом к эотехнической фазе на базе новых технических способов создания техники, что возможно на базе синтеза науки и техники, причем наука – база. Для этой фазы характерно:
1. Воссоединение человека с природой, причем не механическое, а взаимопроникновение, это будет синтез технического и органического.
2. Отказ от гигантизма индустрии и возврат промышленности к человеческим масштабам.
3. Эмансипирующая роль науки, то есть научно-технический прогресс, соединяющий два понятия.
Мемфорд считал, что наука Ньютона и Галилея была направлена на поднятие человека над природой, нынешняя наука будет свободна от этого. Галилей изъял человека из природы, сделал природу бесчеловечной. Мемфорд считает, что современная наука делает попытки, есть предпосылки, и, возможно, изменится мировоззрение человека.
- (№1) Предмет и структура философии техники
- Органопроекция:
- (№2) Философские и исторические предпосылки фт
- (№3) Становление фт в 70 годах 19 века. Эрнст Капп.
- (№5) Техническая концепция познания Людовика Нуаре
- (№6) Альфред Эспинас о началах технологии
- (№7) Философия техники Энгельмейера
- 9. Техницизм – все проблемы в жизни человека могут быть решены посредством техники. Даже если она создаст другие проблемы, то их можно решить посредством другой техники.
- (№8) Онтология и гносеология техники. Проблема технической реальности
- (№9) Историческая эволюция понятия техника и его современная интерпретация
- (№10) Онтологические характеристики техники
- (№11) Философия техники Мартина Хайдеггера
- (№12) Технизация природы и социально-экологические проблемы современности
- (№13) Вернадский об автотрофном производстве и становлении ноосферы
- (№14) Нтр и ее последствия
- (№15) Концепция технологического детерминизма и технократии Веблена
- (№16) Информационное общество
- (№17) Информационный детерминизм
- (№20) Техника и цивилизация в доктрине Мемфорда
- (№21) Философия техники Николая Бердяева
- Техника как новая реальность бытия