logo
Шпоры по философии науки (для магистров и аспирантов) / [webfile

(№11) Философия техники Мартина Хайдеггера

Проанализируем один из нетрадиционных подходов к определению сущности техники – подход Хайдеггера. Хайдеггер: конец 19 века – вторая половина 20 века. Он наблюдал развитие техники и ее способности в ее развитом состоянии. Он описал взаимоотношения техники и человека, какими эти взаимоотношения должны быть, и что произойдет, если они не изменятся. Техника – это то, с чем надо относиться весьма осторожно, необходимо задумываться не о сиюминутной пользе, а просматривать далеко в будущее, чтобы не произошло никаких катаклизмов, ничего непоправимого. Его доктрина предельно широко трактует сущность технического и предлагает современному человеку пересмотреть сущность самого себя. С его точки зрения имеет смысл различать понятия “сущее” и “бытие”. Сущее – это предмет или явление эмпирического мира. Бытие эмпирически не дано, но оно есть основание всего сущего.

До него технику оценивали положительно, вера в прогресс человечества была связана с техникой. Отто Шпенглер: техника не является истиной духовного прогресса, она разрушает культуру. Это было единственное высказывание против техники до Хайдеггера, но внимание ему не уделялось. Хайдеггер видит опасность со стороны техники не в том, как ее используют, а в самой технике (речь идет о современной технике).

До Хайдеггера техника рассматривалась как один из социо-культурных факторов, но она не являлась главным моментом общественной эволюции. По Хайдеггеру, техника не только главный фактор современной эпохи, но и сущность современной эпохи. До Хайдеггера на технику смотрели как на проблему особых направлений философии (антропологии, культуры). По Хайдеггеру техника – самостоятельная проблема развития и бытия общества.

До Хайдеггера были три точки зрения:

1. Технологический оптимизм (доверие к технике).

2. Техника разрушает самого человека (демония техники, технофобия).

3. Сама по себе техника нейтральна.

По Хайдеггеру: “Техника не есть ни добро, ни зло, ни нечто нейтральное”. Он утверждает, что большую опасность представляет не техника, а направленный философский подход к технике. Необходимо найти внетехническое обоснование техники, чтобы понять ее сущность по Хайдеггеру. Тот, кто занимается техникой, понять ее сущность не может. Находясь в контексте явления, его нельзя понять. Нельзя понять ее сущность и если от нее просто отворачиваться. Значит, ее необходимо воспринимать как нечто нейтральное. Техника – средство достижения других целей, она нейтральна. Если ответственно и аккуратно обращаться с техникой, то никаких катастроф не будет. Это верно по Х, но недостаточно.

По Хайдеггеру сущность современной техники заключается в особом подходе к миру, когда природа рассматривается как объект нашего потребления, кладовая энергетических и материальных ресурсов, и только. Это утилитарное отношение, специфичное для современного технического и не только технического мировоззрения. “Состоящее в наличии”, bestand – это результат переработки природного материала, объекты, готовые для продажи. Тогда техника – это средство переработки всего сущего в состоящее в наличии, или способ поставки сущего в распоряжение человека. Причем сам этот способ не является чисто техническим, он мировоззренческий. Человек – тоже результат поставки. Так определяется только современная техника, а не техника вообще. Кто и что явл причиной открытия техн мира? gestell – это способ технич открытия мира, опр-щий сущность техники, это что-то за спиной совр техники, что бросает вызов миру, это предпосылка мира. Это не часть техники, это установка, леж в основе всей техники, это – техническое отношение к миру. Безличнстное воление. Сущность техники ставит человека на путь открытий, благодаря чему

Сущность проявления совр Т – чел не может вырваться из цив законов, они его гнут под себя.

Сам факт, что реальность позволяет человеку манипулировать ею техсредствами, значит поощряет человека, призывает к манипулир природой.

По Хайдеггеру современная техника – вызов, который человек посредством этой техники бросает природе. Раньше она вызов природе не бросала, природные ценности доминировали над человеческими потребностями. Например, мост через реку строили не там, где удобно человеку, а там, где это естественно, где он сливался с природой. Сейчас река – это вода, текущая по определенному руслу, встроенная в электрическую станцию, которые строятся там, где удобно человеку. Эстетической доминанты нет, в этом и заключается сущность современного отношения к природе. Кроме того, река может быть использована для организации туризма. Здесь эстетическая сторона присутствует, но является предметом потребления.

Сама современная техника заставляет играть человека псевдороль, то есть нельзя вину за современную технику полностью возлагать на человека.

Раньше была зависимость человека от природы. Сейчас, вне зависимости от желания природы, объекты, созданные человеком, всегда будут работать, то есть он обуздывает природу (река: электрические станции, плотины). Получается, что человек – один из механизмов, обслуживающих техническую индустрию. О свободе человека речь не идет.

Современный технологический прогресс не направлен на создание вещей, а направлен на создание артефактов – бездуховных, безличных, лишенных человеческого начала вещей, производство, поставленное на конвейер. Производство смотрит на мир как на объект. Современного человека это устраивает. С точки зрения Хайдеггера путь, выбранный человеком, – путь саморазрушения, техника становится сущностью современного бытия, оно технизируется. Человек изменился сам, не заметив, как это произошло. Если его это не устраивает, то должно снова произойти изменение мировоззрения, возврат к своим истокам. Изменение человека ведет к тому, что природа его теряет, и в этом есть главная катастрофа. Но современный человек этого не осознает.

По Хайдеггеру нужно сделать:

1. Технику уничтожать не надо, надо изменить способ мышления. Для европейского человека это сложно, так как это не в его традициях. Строгость мышления – существование мышления, которое не направлено на практику, а является мышлением высшего бытия.

2. Реформа современного человека должна начаться с начала – с языка. Истина закрывается языком. Язык должен быть языком бытия, истины, из него должно быть исключено все лишнее. Если произведена трансформация мышления и языка, то человек вернется к своему первоначалу, станет пастырем бытия.

3. Должно быть разумное преобразование производства, экологически выдержанное производство, использование традиционной техники.

Многие философы техники связывают с техникой и техническим развитием кризис нашей культуры и цивилизации. Так Хайдеггер основную проблему видит в том, что современная техника поставила на службу человека (превратила в "постав", в функциональный элемент техники и природу, и самого человека) [98]. О том же говорит и Ясперс, утверждая, что человек становится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и не может освободиться от власти созданной им техники [116]. Но в результате и природа, и человек деградируют, разрушаются, поскольку становятся простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины – поставляющего производства. Мэмфорд видит причину кризиса в другом: чрезмерном усилении в культуре значения "Мегамашин" (сложных иерархических организаций человеческой деятельности)

Каково объяснение болезни – таковы и рецепты по ее излечению. Хайдеггер предлагает, чтобы человек осознал, что он давно уже сам стал "поставом" и превратил природу в "постав". Мэмфорд призывает разрушить Мегамашину. Интересно, что оба философа, и не только они, не верят, что проблемы, порожденные техникой, можно решить опять же с помощью техники, пусть даже более гуманной и совершенной.