logo
Шпоры по философии науки (для магистров и аспирантов) / [webfile

(№21) Философия техники Николая Бердяева

НБ – представитель русской религиозной философии. Вопрос свободы, отношения бога и человека, смысл человеческого бытия. Относительно ФТ у него нестандартное соображение. Главная проблема – свободы и необходимости, бога и человека, добра и зла, любви и рабства, творчества. В этом свете он выходит на ФТ. В основе "философии свободы" лежит деление на два этапа существования человека, 2 типа мироощущения и мироотношения - мистический и магический.

Мистика пребывает в сфере свободы, в ней - трансцендентный прорыв из необходимости естества в свободу божественной жизни. Магия еще пребывает в сфере необходимости, не выходит из заколдованности естества. Путь магический во всех областях легко становится путем человекобожеским. Путь же мистический должен быть путем богочеловеческим. Философия  свободы есть философия богочеловечества.

Человек магический –

Человек мистический – разрывает зависимость от природы и прорыв к свободе, божественной жизни, к жизни, которую освещает бог – жизни в новом ключе.

Что обеспечивает человеческое освобождение? Христианство. Если языческое поклонение демонам, идолам природы, их установки им сообщила природа, мысль о природе не приходит в голову магического человека, то хр-во заявляет природу вторичной к Богу. Природа – механизм, созданный богом. В природе не стало таинства, она стала прозрачной, понятной человеку. Между Ч. и Пр – логические связи. Хр-во – условие освобождения Человека, по Бердяеву. Если природа лишается присутствия в ней Бога – с ней можно установить прагматические отношения.

Наука и техника не дают человеку свободу. Почему? Т.к. становление Н и Т означает зависимость Ч от Н и Т.

Б. намеренно нарушает логику. Логическое обоснование – одна из форм принуждения, лишающая свободы. Легче постулировать, чем доказать. Он постулирует, как Человек должен относиться к природе. Природа дб одухотворена, очеловечена. Ч. должен дать Природе свободу, перевести ее из Магического в Мистическое состояние. Т.е. миссия Ч. не только в самоосвобождении, но и в освобождении Природы.

Историческая миссия Т. Т. оказывает тотальное влияние. Это – главная космическая сила, действующая на природу и Ч. Т. – она обезличивает и дегуманизирует Ч. История чел. общества разворачивает как борьба духа с необх. Природы. На 1-м этапе человек – часть природы, он полностью зависит от нее, это скорее тело, чем дух. Духовного освоения природы еще не происходило. На 2-м этапе истории через хр-во обретается Бог. Человек получает духовную свободу. Получив дух свободу, он начинает бороться, состязаться с природой, чаще всего подчиняя ее себе – это его сверхзадача.

На 3-м этапе истории, начало позднее Возрождения, Хрво дает свои плоды, что проявляется в механизации Природы. Природы воспринимается не как живой организм, а как неодушевленный механизм. Вхождение машин в жизнь общества качественно меняет суть жизни. Она становится механической и машинной.

У Б. сработала интуиция – его слова подтвердились. Вхождение машины в судьбу человека Б. оценил в космическом масштабе. Б. понимал, что бороться с Т. – донкихотство. Это реакционно, повергает историю вспять. Первоочередная задача человека – духовное освоение техники и науки. Духовное овладение Техникой – подъем на более высокий уровень. Надо не использовать те ценности, что диктует Техника – прагматичные цели, материальное благополучие. Духовно овладеть Техникой – значит овладеть в той степени, в которой оно необходимо.