logo
Шпоры по философии науки (для магистров и аспирантов) / [webfile

(№12) Технизация природы и социально-экологические проблемы современности

В античной философии первые наброски теории природы как науки появились у Аристотеля. Он определял физику как науку о природе. Метафизика интересуется не движением, как физика, а его сущностью, первоначалом движения и т.д. С точки зрения Аристотеля в природе как в космосе вообще различаются движущие и движимые объекты. Бог – источник движения. Сущность движения состоит в переходе от возможности к действительности, от потенции к актуальности. Являясь источником движения, Бог сам остается недвижимым. Значит, сущность природы заключается в Боге. Инженерная деятельность должна быть подражательной деятельности Бога. За рамки этого мировоззрения не выходил ни один античный творец. Природа есть некая святыня. В ее основе лежит Бог. Нормы – воспроизведение творчества Бога, но не посягательство на преодоление границ.

В средневековой культуре природа понимается иначе. Она появляется в результате творчества (инобытия) Бога, но природа и Бог – не одно и то же. К познанию природы допущены только богосвященные люди. Природа – это не храм, а мастерская. Значит, в ней уже можно орудовать, но по определенным правилам.

Философия Возрождения трактует природу как единство естественной и божественной модальности: природа не создана Богом как нечто законченное, она есть развивающееся целое, развивающийся организм, причины ее развития и совершенствования есть не только в Боге, но и в ней самой. Человек есть творец – всякий человек вообще, а не только посвященный, как в средневековье. В своем творчестве человек может идти не только за Богом, но и за природой. Так как человек является частью природы, то он имеет право творчества живой природы, то есть рамки его свободы творчества расширены.

В философии нового времени истина отождествляется с полезностью. Право на существование имеет все то, что приносит непосредственную пользу. Таким образом, истинно уже не то, что божественно. Считаться необходимо со своими потребностями, а не с природой.

В 19-20 веках природа окончательно рационализируется. Период благополучия был недолгим. В результате человек получил экологические, социальные, техникологические и другие проблемы, что было отмечено уже в 19 веке.

Современный смысл понятия “природа”:

1. В обыденном понимании – лес, поляна, озеро и т.д.

2. В смысле, представленном в сфере нашей деятельности, – это та сфера, в которой проистекает жизнь человеческого общества, необходимая для поддержки и воспроизведения жизни общества.

3. В социальной философии – только часть природы, которая вовлечена в общение с человеком (социальное, промышленное, техническое), то есть природа лишается своей целостности. Значит, не может быть и речи о возвышенном, уважительном, благоговейном отношении к природе.

Природа – это объект, а субъект – это человек и человеческое общество. Задача организации взаимодействия объекта и субъекта – обеспечение выполнения требований и условий, наиболее требуемых человеку, то есть создание некой техносферы. Природа подмята под экспансию человека. Результат этой ситуации: общая техномасса превышает биомассу Земли на порядок.