(№12) Технизация природы и социально-экологические проблемы современности
В античной философии первые наброски теории природы как науки появились у Аристотеля. Он определял физику как науку о природе. Метафизика интересуется не движением, как физика, а его сущностью, первоначалом движения и т.д. С точки зрения Аристотеля в природе как в космосе вообще различаются движущие и движимые объекты. Бог – источник движения. Сущность движения состоит в переходе от возможности к действительности, от потенции к актуальности. Являясь источником движения, Бог сам остается недвижимым. Значит, сущность природы заключается в Боге. Инженерная деятельность должна быть подражательной деятельности Бога. За рамки этого мировоззрения не выходил ни один античный творец. Природа есть некая святыня. В ее основе лежит Бог. Нормы – воспроизведение творчества Бога, но не посягательство на преодоление границ.
В средневековой культуре природа понимается иначе. Она появляется в результате творчества (инобытия) Бога, но природа и Бог – не одно и то же. К познанию природы допущены только богосвященные люди. Природа – это не храм, а мастерская. Значит, в ней уже можно орудовать, но по определенным правилам.
Философия Возрождения трактует природу как единство естественной и божественной модальности: природа не создана Богом как нечто законченное, она есть развивающееся целое, развивающийся организм, причины ее развития и совершенствования есть не только в Боге, но и в ней самой. Человек есть творец – всякий человек вообще, а не только посвященный, как в средневековье. В своем творчестве человек может идти не только за Богом, но и за природой. Так как человек является частью природы, то он имеет право творчества живой природы, то есть рамки его свободы творчества расширены.
В философии нового времени истина отождествляется с полезностью. Право на существование имеет все то, что приносит непосредственную пользу. Таким образом, истинно уже не то, что божественно. Считаться необходимо со своими потребностями, а не с природой.
В 19-20 веках природа окончательно рационализируется. Период благополучия был недолгим. В результате человек получил экологические, социальные, техникологические и другие проблемы, что было отмечено уже в 19 веке.
Современный смысл понятия “природа”:
1. В обыденном понимании – лес, поляна, озеро и т.д.
2. В смысле, представленном в сфере нашей деятельности, – это та сфера, в которой проистекает жизнь человеческого общества, необходимая для поддержки и воспроизведения жизни общества.
3. В социальной философии – только часть природы, которая вовлечена в общение с человеком (социальное, промышленное, техническое), то есть природа лишается своей целостности. Значит, не может быть и речи о возвышенном, уважительном, благоговейном отношении к природе.
Природа – это объект, а субъект – это человек и человеческое общество. Задача организации взаимодействия объекта и субъекта – обеспечение выполнения требований и условий, наиболее требуемых человеку, то есть создание некой техносферы. Природа подмята под экспансию человека. Результат этой ситуации: общая техномасса превышает биомассу Земли на порядок.
- (№1) Предмет и структура философии техники
- Органопроекция:
- (№2) Философские и исторические предпосылки фт
- (№3) Становление фт в 70 годах 19 века. Эрнст Капп.
- (№5) Техническая концепция познания Людовика Нуаре
- (№6) Альфред Эспинас о началах технологии
- (№7) Философия техники Энгельмейера
- 9. Техницизм – все проблемы в жизни человека могут быть решены посредством техники. Даже если она создаст другие проблемы, то их можно решить посредством другой техники.
- (№8) Онтология и гносеология техники. Проблема технической реальности
- (№9) Историческая эволюция понятия техника и его современная интерпретация
- (№10) Онтологические характеристики техники
- (№11) Философия техники Мартина Хайдеггера
- (№12) Технизация природы и социально-экологические проблемы современности
- (№13) Вернадский об автотрофном производстве и становлении ноосферы
- (№14) Нтр и ее последствия
- (№15) Концепция технологического детерминизма и технократии Веблена
- (№16) Информационное общество
- (№17) Информационный детерминизм
- (№20) Техника и цивилизация в доктрине Мемфорда
- (№21) Философия техники Николая Бердяева
- Техника как новая реальность бытия