(№2) Философские и исторические предпосылки фт
Философия позитивизма (конец 19 века) – создается новая философия. Она возникла как реакция на немецкую классическую философию, которая не решала практических задач. Были необходимы конкретные знания, а не общие рассуждения. Истинное знание может дать только наука (а не философия), которая не задается вопросом “почему”, а задается вопросом “как”, то есть ее интересует технология.
Философия марксизма также имеет связь с техникой. Она может быть заявлена как философия социально-технологического детерминизма. Производственно-материальные отношения – базис, который сменяет экономические формации. Уровень развития техники определяет уровень развития общества. Техника определяет специфику развития и существования человеческого сообщества. Один из источников марксистской философии – это философия механицизма (античный атомизм): мир есть атомы, которые в своем объединении образуют предметы, мир представлен как механизм. Марксизм превратил механицизм в диалектику.
Прагматизм (Бэкон) – теоретический источник ФТ, еще один, отождествляющий истинность с полезностью. Оперирует к здравому смыслу, к пользе. Основная установка прагматизма – делать то, что полезно. “Знание – сила”. Теории – это средства, орудия и программы практической деятельности, то есть теория – это техника деятельности.
Последние несколько лет западная философия пытается оценить место техники в наборе ценностей человека и установить ее связь с другими областями ценностей. “Восточная философия”, Рено Геннон. На смену техногенной цивилизации должна прийти традиционная восточная цивилизация. В традиционной цивилизации духовный порядок господствует над всем остальным. Здесь наука и вещи являются второстепенными. Техника должна уйти со своего пьедестала. Человек не умеет распоряжаться знаниями, которые он получает. Значит, знание, науку нужно исключить из широкого доступа, чтобы исключить угрозу уничтожения человека (основная мысль философии). К науке должны иметь доступ только избранные. В науке должна произойти смена лидера. Науки астрология, алхимия, медицина и т.д., то есть “высшие” науки, – надрациональные науки, они должны быть приобщены к надпрагматическим ценностям. Должно быть осознание человеком своего места в мире, гармония с миром. Философия обслуживает:
Теология, богословие -> Техника -> Идеология -> Теология, богословие (замкнутый круг)
Начало ФТ отсчитывается с 1877 г. с выхода книги Эрнста Каппа “Основные направления ФТ”. Это была объективная предпосылка для возникновения ФТ.
Союз философии и техники обусловлен традициями западной философии, развитием диалектики, а также экономико-материальными аспектами жизни в Европе. Раньше полагали, что техника основана не на теории, а на интуиции (инстинкте мастерства), умении что-либо делать. Некорректность этой точки зрения постепенно преодолевалась. Затем техника стала занимать большое место. Это не есть способность что-либо делать. Техника превращается в научно-общественную деятельность и приобретает социально-экономический масштаб. Тогда появились две идеи и два интеллектуальных источника развития техники: идея господства над природой и идея прогресса общества и человека. Все это выполняется за счет использования техники. Техника здесь позволяет возвыситься над обстоятельствами. На технику делалась безусловная ставка. Идея переустройства мира на более удобный идет еще с античности. Возникает вопрос, что делать с техникой и ее проявлениями. Появляется наука – диалектика техники.
Философия возникла примерно 20 веков назад в Греции, и практически одновременно с ней появились различные специальные науки, которые все больше выделялись из философии. В античности теоретические науки не видели ничего в технике, что возводило бы ее в ранг теоретического, она была приземленной. Рабовладельцы занимались теоретическим, мыслительным трудом, а физический труд выполняли рабы. У рабов не было возможности заниматься теоретической деятельностью, потому не было и ФТ, да и техники в привычном смысле тоже не было. Аристотель: “Есть орудия молчащие, мычащие и говорящие”.
Во времена средневековья Европа захвачена варварами. Основным видом деятельности было насилие, и как таковой материальной сферы деятельности практически не было (период стагнации). Духовная сфера наоборот сильно развивается. Разработана диалектика.
Во времена Возрождения появляются светская наука и светская философия.
Техника выдвигается на авангардные позиции с развитием экономики. Философия повернулась не только к духовным факторам, но и к материальным. Тезис: “Истинно то, что полезно”. Значит, имеют ценность науки, которые ведут человека к достижению поставленных целей, накоплению материальных благ. Техника удовлетворяет этому тезису, поэтому в период нового времени техника становится значимой, и в 18-19 веках она укрепляет свои позиции. Появилось много изобретений. Человек, а не Бог, становится созидателем. Всякий человек – творец по своей природе, это признается как нормальное и прекрасное.
В 19-20 веках техника становится социально-значимым явлением, происходит выделение собственно технического знания из знания вообще. Техническая деятельность опирается на технические науки. 19 век – появление системы высшего технического образования. Все это обусловило новый статус техники. Техника была осознана и как часть духовной культуры общества, а не только социальной культуры.
- (№1) Предмет и структура философии техники
- Органопроекция:
- (№2) Философские и исторические предпосылки фт
- (№3) Становление фт в 70 годах 19 века. Эрнст Капп.
- (№5) Техническая концепция познания Людовика Нуаре
- (№6) Альфред Эспинас о началах технологии
- (№7) Философия техники Энгельмейера
- 9. Техницизм – все проблемы в жизни человека могут быть решены посредством техники. Даже если она создаст другие проблемы, то их можно решить посредством другой техники.
- (№8) Онтология и гносеология техники. Проблема технической реальности
- (№9) Историческая эволюция понятия техника и его современная интерпретация
- (№10) Онтологические характеристики техники
- (№11) Философия техники Мартина Хайдеггера
- (№12) Технизация природы и социально-экологические проблемы современности
- (№13) Вернадский об автотрофном производстве и становлении ноосферы
- (№14) Нтр и ее последствия
- (№15) Концепция технологического детерминизма и технократии Веблена
- (№16) Информационное общество
- (№17) Информационный детерминизм
- (№20) Техника и цивилизация в доктрине Мемфорда
- (№21) Философия техники Николая Бердяева
- Техника как новая реальность бытия