logo search
Учебник философия -июнь 2011

2. Технологические аспекты информационной цивилизации

Чем совершеннее технические устройства, тем больше нуждается в них человек, тем больше подчиняет им свое существование и тем самым ограничивает свою свободу. На пользу ли в конечном итоге может пойти полная реализация технических возможностей человека? Эти вопросы приобретают особое значение при обсуждении технико-технологических особенностей современной цивилизации, которая все чаще и чаще именуется информационной.

Этимологически понятие «информация» происходит от латинского informatio - ознакомление, разъяснение, понятие. Подобное понимание информации как совокупности сведений сохранялось вплоть до ХХ столетия. С ростом объема информации, передаваемой по техническим средствам связи, возникла необходимость в построении теории информации и уточнении ее сущности. Сформировалось комплексное научно-техническое направление – информатика. Проблемы социальных последствий информатизации современного общества рассматриваются в рамках других новых научных направлений – социальной информатики, социологии информатизации, философии информатизации. Возрастающее значение приобретает исследование информации в военных целях, поскольку на рубеже XXI века речь идет не только об информационной борьбе как особом виде вооруженной борьбы, но и в целом об информационных войнах.

Одной из острых проблем современных информационных исследований является проблема передачи информационных функций от человека машине, проблема развития информационных технологий. Философскому рассмотрению подвергается система связей человека и компьютера, рассматриваемого при таком подходе не как классическая машина, а как искусственный интеллект. На базе новых информационных технологий новое качество приобретает межчеловеческая коммуникация, которая с этой точки зрения может быть рассмотрена как передача информации от одного сознания к другому. Главная черта коммуникации - возможность понять получаемую информацию.

В философии ХХ века особенно активно проблему коммуникации исследуют такие направления, как экзистенциализм, персонализм, герменевтика. Они предлагают рассматривать коммуникацию как главное условие существования и самополагания человека.

С философской точки зрения коммуникация выступает как обмен, передача информации между отдельными субъектами и обмен информацией в обществе в целом. Понятия информации и коммуникации выступают как важнейшие характеристики современного общества, рассматриваемого как постиндустриальное. В таком обществе повсеместно внедряются науко- и информационноемкие технологии, происходит бурный рост индустрии знания, область образования в развитых странах становится ведущей сферой человеческой деятельности. Более половины национального продукта в постиндустриальном обществе производится в таких сферах, как образование, научные исследования, телекоммуникации и компьютерная деятельность, средства массовой информации, книгопечатание и библиотеки. Ведущим отличительным процессом такого общества становится информатизация.

Информатизация общества представляет собой процесс интенсивного использования новых и новейших информационных технологий для производства, хранения, трансформации, распространения и создания новых знаний в гигантски возрастающем масштабе и использование этих знаний для решения различных социальных, промышленных, гуманитарных и других проблем. Результатом информатизации становится пополнение информационного ресурса мирового сообщества.

С формированием информационного общества связан так называемый “информационный взрыв”. Это наглядно демонстрируется таблицей.

Рубежи

В начале XIX в.

К 1900 году

К 1950 году

В 80-е годы

ХХ века

В начале XXI века

Удвоение суммы накопленных знаний

Примерно каждые 50 лет

Каждые 10 лет

Каждые 5 - 7 лет

Каждые 20 месяцев

Почти ежегодно

Центральной проблемой информатизации является создание ин­формационных технологий для выработки знаний. Знания стали важнейшим товаром, они стоят дороже других товаров. С другой стороны, производство знаний, прежде всего, с помощью современных информационных технологий, требует гораздо больше затрат, чем производство товаров.

Информация рассматривается не только как средство создания материальных и культурных благ, но и как основа формирования экономической, социальной политической позиции граждан. Свободное демократическое общество строится на свободном доступе к информации, способности к ее переработке. В современной философии ширится понимание современного общества как общества, в основе развития которого лежат не труд и капитал, а информация.

Авторство термина «информационное общество» обычно приписывают японским исследователям. Проф. Токийского университета Ю. Хаяши совместно с рядом исследовательских организаций, работавших на японское правительство, в 1969-1971 гг. подготовил ряд отчетов, в которых определяли информационное общество, как общество, «в котором процесс коммуникации дает людям доступ к надежным источникам информации, избавляет их от рутинной работы, обеспечивает высокий уровень автоматизации производства... Производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества»226.

В отечественных публикациях в настоящее время целый спектр опреде­лений рассматриваемого понятия. Так, В.А. Извозчиков предлагает: «Будем понимать под термином «информационное» («компьютеризированное») общест­во то, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью проводить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т.д.»227.

Предельно сжатое, но достаточно емкое определение, принадле­жит отечественному исследователю информационных революций А.И. Ракитову: «Информационное об­щество характеризуется тем, что в нем главным про­дуктом производства являются знания». Существуют и иные определения, однако практически все они отражают главное – приоритет информации как объекта и результата обще­ственного производства.

Таким образом, вначале используемый как красивый и наглядный образ, термин «информационное общество» постепенно приобрел статус общенаучной категории (по крайней мере, в рамках гуманитарного знания). Вместе с тем в этом термине закрепляется не вполне адекватное методологическое содержание, которое зачастую не просто тормозит процесс исследования современного общества, но и искажает само содержание результатов такого исследования.

В самом деле, выделение информационного общества как особого этапа развития человечества (или, по крайней мере, его отдельных сообществ) неявно исходит из того, что существуют и иные, отличные от данного этапы, а именно – существуют «неинформационные общества». Но неинформационных обществ попросту не бывает. Это фантастическое предположение было бы справедливым, если можно было представить общество как совокупность изолированных индивидов. Однако общество становится обществом как раз тогда, когда составляющие его индивиды вступают в социальные взаимосвязи и отношения самой различной природы: экономические, политические, социальные и другие. Общение людей в рамках этих взаимосвязей становится возможным лишь на основе реализации коммуникативной функции культуры, на основе организации системных потоков информации, вначале относительно простых (в масштабах рода, племени, союза племен), затем – все более сложных, вплоть до всемирной информационно-коммуникативной Сети.

Таким образом, информационным является любое общество. Другое дело, что общества различаются по качеству информационных потоков и технологической основе их организации. Так, принципиальная новизна обществ письменной культуры как раз и заключалась в том, что возникла возможность отделить информацию от ее непосредственных носителей, закрепить и передавать новым поколениям пока еще достаточно узкого круга людей: ученых, правителей, духовенства различных религий и др.

Новизна «Вселенной Гутенберга» определялась тем, что письменные источники стали общедоступными. По аналогии с «Вселенной Гутенберга» современное общество по праву может быть названо «Вселенной Билла Гейтса», поскольку именно с именем Гейтса и его сподвижников связаны наиболее распространенные современные информационные технологии. Поскольку основой этих технологий послужила расширяющаяся компьютеризация общества, то процесс организации информационных потоков на этой основе получил название «информатизация». Поэтому не информация как таковая, а именно особый способ формирования, распространения и передачи информации, выраженный понятием «информатизация», и является той характеристикой, которая, среди прочих, отличает современное общество от предыдущих этапов развития человечества.

Поэтому справедливо назвать современное общество «информатизационным»228. Однако термин этот не «прижился» пока в научной литературе и авторы настоящего учебного пособия вынуждены использовать более традиционное понятие «информационное общество».

Подчеркнем, что на неадекватность термина «информационное общество» указывает и такой известный исследователь современных информационных процессов, как Мануэль Кастельс. Он предпочитает термин «информационный капитализм». Другой ключевой для Кастельса термин - информационализм, который означает «воздействие знания на знание как основной источник производительности». Он отмечает, что «информационный капитализм» - это особо безжалостная захватническая форма капитализма, поскольку он сочетает в себе невероятную гибкость с глобальным присутствием благодаря сетевым связям229.

Отличительные черты информационного общества. По мнению А.И. Ракитова, главными отличительны­ми чертами информационного общества являются сле­дующие230:

1) любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бес­платно на основе автоматизированного доступа и си­стем связи любые информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и соци­ально значимых задач;